Обсудить

Скачать

1.2. Типы культурной политики. Культурные стратегии

Одной из основных задач настоящего Доклада является описание территории в культурно-политических координатах, будь то действующая сегодня политика или политика, которую можно рекомендовать в будущем. Как показывает анализ литературы, а также практический опыт авторов исследования, сегодня можно выделить три основных типа культурной политики. Все они могут применяться одновременно. Однако, каждая из этих стратегий имеет свои цели и свою логику, и в этом смысле является самодостаточной.

Социальная стратегия

Это традиционная стратегия, которая восходит к просветительской модели культурной политики. Ее целью является обеспечение доступности культуры для широких слоев населения. Эту задачу решали и во Франции в XIX веке, и в протестантских культурах ХХ века, и в Советском Союзе.

Сегодня в рамках этой стратегии возникают интересные модификации и уточнения. Во-первых, цель часто формулируют как оказание культурных услуг населению. Во-вторых, в русле популярной сегодня идеи «участия» в культуре, речь идет не только о культурном потреблении, но и о вовлечении широких слоев населения в творческую деятельность. Наконец, в-третьих, помимо чисто культурных целей (будь то потребление культурных услуг или участие в творческой деятельности), в рамках этой стратегии ставятся дополнительные, чисто социальные задачи, например, повышение сплоченности местных сообществ, поддержание культурного многообразия, развитие интеркультурного диалога
и т. д.

В рамках этой стратегии осуществляется работа с населением на местах: культурно-образовательные программы, художественная самодеятельность, клубная, кружковая и студийная работа, организованное посещение музеев, театров или концертов и т. д. Важно, что эта деятельность организуется там, где живут люди. Ее основная локализация – жилые («спальные») районы, малые города, районные центры, поселки и т. д. Ее аудитория – широкие слои местного населения. Эту стратегию можно назвать «центробежной». Нельзя не отметить серьезных успехов такой политики в советское время, когда тиражи книг, уровень художественного образования были уникальными. Екатеринбург является наследником этой системы, особенно если учитывать бывший статус закрытого города.

Стратегия консолидации элит

В рамках данной стратегии основной целью является использование культуры для развития бренда территории и обеспечение его конкурентных преимуществ в соревновании с другими территориями, в любых масштабах и в зависимости от амбиций – в регионе, в стране или в мире.

Такая стратегия направлена, в том числе, на достижение экономических целей: улучшение инвестиционного климата, привлечение квалифицированных специалистов и крупных компаний, развитие въездного туризма (в том числе событийного) и т. д. Однако она еще и решает задачу консолидации элиты вокруг ценностей, конвертируемых в национальном или международном пространстве. Косвенным образом решаются и социальные задачи, так как происходит присвоение бренда жителями, населяющими территорию.

Для этой стратегии характерно инвестирование во «флагманские» культурные проекты – «лучший театр», «лучший музей», «лучший фестиваль». Они становятся «визитной карточкой» территории. Примеры таких проектов – Дягилевский фестиваль в Перми, Платоновский фестиваль в Воронеже, архитектурные проекты в Казани и Ханты-Мансийске и тд. Главное – это известность и репутация, причем за пределами территории. Аудитория этих проектов – местная культурная и политическая элита, приезжие, туристы, участники конференций, фестивалей и т. д. Такие проекты, в основном, локализуются в центрах городов, исторических местах и других ключевых точках территории. Часто они связаны с приглашением знаменитых архитекторов, режиссеров и т. д. Главными факторами выбора локаций является удобство логистики, наличие необходимой инфраструктуры гостеприимства, комфортная среда. Эту стратегию можно назвать «центростремительной».

Стратегия развитой творческой экономики

Целью данной стратегии являются улучшение социального климата и экономический рост путем создания творческой среды, развития сектора творческих индустрий.

Мы не будем давать здесь определение творческой (креативной) экономике, определений несколько и они доступны в специализированных изданиях и статьях. Некоторые определения будут даны в других главах нашей работы. В настоящее время терминологические и юридические поля заканчивают формироваться. Этому способствуют доклады ЮНЕСКО, ОНН и других крупных организаций, появление ассоциаций и исследовательских центров. Обычно к списку творческих индустрий относят музыку, визуальные искусства, исполнительские искусства, кино, ремесла, моду, литературу, издательское дело, дизайн, рекламу, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Но есть и различия. Например, в Гонконге в это понятие дополнительно включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги, в Финляндии - парки аттракционов и рекреационная деятельность.

Первые определения термина и первые программы развития творческой экономики появились в Великобритании, в конце XX века, когда правительство уделило этой сфере серьезное внимание. С тех пор стало очевидным, что приоритетное позиционирование творческих индустрий способствует диверсификации экономики, увеличению добавленной стоимости производимой продукции, повышению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Принято считать, что стратегия развития креативного класса автоматически связывает все продукты с либеральной идеологией, лишает опоры традиционалистов и консерваторов. Мы полагаем, что этот вопрос требует очень серьезного изучения. Ведь кроме европейских примеров есть интереснейшие феномены в Китае, Индии, других странах. Это примеры сосуществования конкурентной творческой экономики с традиционалистской культурой, осознающей свою уникальность и идентичность.

Выбор стратегии

В России со времен СССР доминирует первая стратегия. Однако, легко заметить и элементы второй (реконструированные Большой и Мариинский театры, Конкурс Чайковского, Ельцин-центр в Екатеринбурге). Столь же очевидно отсутствие третьей стратегии, хотя некоторые движения в этом направлении на федеральном и региональном уровне все же имеются.

Планируя культурную деятельность и распределяя ресурсы (далеко не безграничные), необходимо понимать, в рамках какой стратегии развивается тот или иной проект. В зависимости от этого логика развития, механизмы финансирования, оценка результатов могут быть совершенно различными.

Мы убеждены, что культурная политика территории в целом должна строиться на основе гармоничного сочетания всех трех стратегий. Искусство политики в данном случае – это искусство композиции, искусство выявления сильных сторон каждой стратегии, создания условий для синергии, возникающей в результате взаимного влияния.