Обсудить

Скачать

1.3. Субъекты культурной политики

В зависимости от масштабов территории и реализуемой стратегии, можно выделить различные типы субъектов культурной политики. Они решают как стратегические, так и оперативные задачи.

При реализации социальной стратегии, ключевыми субъектами являются органы государственной и муниципальной власти на всех административных уровнях: Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, Министерство культуры Свердловской области, Министерство культуры РФ. Именно эти органы, преимущественно, реализуют социальную стратегию культурной политики, выступая в качестве управленческой и бюджетной вертикали.

Здесь также возможно сотрудничество и с системой образования: сеть организаций культуры и сеть образовательных организаций могут работать согласованно, особенно на муниципальном уровне. Это значительно повышает эффективность решения задач в рамках данной стратегии. Еще одним немаловажным субъектом являются органы социальной защиты населения.

В отличие от первой социальной стратегии, стратегия развития территориального бренда предполагает решение не только социокультурных, но и имиджевых, в конечном счете, экономических задач. Поэтому в ее решении должны принимать участие не только органы власти в сфере культуры, но и другие органы власти, имеющие отношение к формированию инвестиционного и предпринимательского климата, туристического бренда. Здесь важно участие экономического блока органов власти. На муниципальном уровне это Департамент экономики, Департамент финансов, Управление по развитию физической культуры, спорта и туризма Администрации города Екатеринбурга. Не последнюю роль играют здесь и соответствующие региональные и федеральные органы власти. Безусловно, данная стратегия напрямую связана с имиджем политической, общественной и творческой элиты. Здесь также возможно сотрудничество с бизнесом, от развития государственно-частного партнерства до государственной поддержки частных проектов, в том числе коммерческих, поскольку яркие, «флагманские» проекты оказывают воздействие на формирование бренда территории.

Третья стратегия, направленная на развитие творческих индустрий, еще в большей степени требует межведомственного сотрудничества, развития государственно-частного партнерства. Задачи, стоящие в этой области, это не столько традиционные задачи культурной сферы, сколько структурные задачи. Такая программа требует решения о приоритетном статусе творческих индустрий в стратегии социально-экономического развития и должна осуществляться под эгидой высших органов власти города и области. Количество субъектов в рамках этой стратегии серьезно вырастает. Многие компании, существующие вне государственных культурных стратегий (например, дизайн-бюро, фотоагентства, рестораны и торгово-развлекательные центры) также становятся субъектами культурной политики и в новых условиях разделяют ответственность за состояние культурной среды, включаясь в общий процесс. Это требует от органов власти включения соответствующих экономических механизмов стимулирования бизнеса и НКО, таких как принятие государственных и муниципальных программ, грантовая поддержка и перераспределение бюджетных расходов на культуру в пользу негосударственных организаций.

Кроме стратегий, осуществляемых органами власти, существуют также приоритеты других субъектов, действующих в сфере культуры. Это институции и сообщества, не связанные напрямую со сферой культуры, а также различные общественные организации, образовательные институции, медиа, бизнес-структуры и т. д. С одной стороны, они могут участвовать в реализации стратегий, разработанных органами власти, с другой, у них могут быть свои интересы. Согласование этих приоритетов с общими стратегиями являются важной частью культурной политики.