Обсудить

Скачать

1.4. Ресурсы культурной политики

Реализация культурной политики опирается на несколько типов ресурсов. К ним можно отнести: финансовые, символические, творческие, предпринимательские и др.

От реализуемой стратегии зависит и распределение привлекаемых ресурсов. При реализации социальной стратегии ключевыми являются, безусловно, финансовые ресурсы, так как эта стратегия требуют значительных инвестиций в инфраструктуру, содержательный же элемент мероприятий предсказуем. Помимо нового строительства объектов культуры, требуется ремонт, реставрация. Особенно капиталоемким является финансирование мероприятий, связанных с объектами культурного наследия. Тем важнее понимать, что при реализации этой стратегии поддержание инфраструктуры должно опираться на результаты подробной «инвентаризации» объектов культуры с обязательной приоритизацией.

Доступные финансовые ресурсы для реализации культурной политики складываются из расходных статей на культуру бюджетов всех уровней, включая реализацию целевых программ в сфере культуры и систему грантовых конкурсов. Помимо бюджета на культуру, к доступным финансовым ресурсам можно отнести средства, которые могут быть привлечены из смежных статей. Существенную долю финансовых ресурсов (отражающую, что важно, эффективность проводимой культурной политики) могут составлять доходы от платных услуг, вклады частного капитала при реализации проектов по схемам государственно-частного партнерства, а также пожертвования.

Что касается развития государственно-частного партнерства, то важным направлением может стать разработка инвестиционных проектов, использующих символические ресурсы территории. Пока успешные примеры таких проектов единичны в стране. (Ярким во всех отношениях – и в символическом, и в материальном - является пример Ельцин-центра.) Необходимо учитывать, что реализация проектов чаще всего не приносит прибыль в рамках самой системы культуры, однако, благодаря мультипликативному эффекту, государственные финансовые ресурсы восполняются за счет развития региональной и муниципальной экономик. Частным же инвесторам надо создавать условия. Надо начинать бороться за инвесторов. Те территории, которые преуспеют в этом первыми, безусловно, выиграют. Но начинать надо именно с изменения отношения к проектной деятельности. Она не должна идти вслед за чисто политическими резонами или быть прикрытием коммерческих интересов инвесторов. Для этого государство должно контролировать фазу проектной деятельности, формулировки технических заданий и творческих критериев. Это нельзя отдавать на откуп, это функция государства.

Культура генерирует смыслы, которые становятся символическим капиталом и инвестируются в социальное и экономическое развитие территории. Бизнес легко подхватывает и использует символические ресурсы. Культурные реалии оказываются частью брендов компаний; культурные объекты и ландшафты используются в кино и компьютерных играх; культурные площадки выступают как место досуга, конференций. И здесь ключевую роль будет играть наличие на территории предпринимательского ресурса – достаточного количества людей и организаций, способных монетизировать символический капитал. В этом отношении Екатеринбург, однозначно, один из российских лидеров. В главе «Символический капитал» мы подробнее коснемся вопросов предпринимательского ресурса.

Важнейшую роль для реализации любой стратегии культурной политики играют творческие ресурсы. В сущности, каждая из трех стратегий предполагает воспитание или привлечение творческих людей, формирование творческих сообществ. Присутствие отдельных творческих профессионалов высокого уровня недостаточно. Необходимо цельное творческое ядро. Продюсеры, хореографы, звукорежиссеры, кураторы, художники зависят друг от друга, их сотрудничество может дать синергетический эффект. Важнейшим фактором восполнения творческих ресурсов является образование. Не менее важным фактором является наличие индустрии репутаций, системы признания, творческой экспертизы. Именно творческая экспертиза должна ответственно называть лидеров. Без них не будет настоящих достижений, сколько бы не появилось в городе представителей креативного класса. Это интересная, важная и новая функция государства – формирование индустрии признания. Если государство не будет играть на этом поле, ограничиваясь только дежурным финансированием всех профессионалов подряд, то инициативу перехватят те силы, которые не заинтересованы в развитии национальной культурной политики.

К творческим ресурсам, мы относим и публику, хотя это утверждение может вызвать полемику. Для создания подлинной творческой среды нужны не только писатели, художники и артисты, важнейшую роль играет также знающая и восприимчивая публика. Благодарный зритель, заинтересованный посетитель, вдумчивый читатель тоже являются полноправными участниками творческого процесса. Поэтому серьезной стратегической задачей является развитие качественной аудитории и воспитание культуры художественного потребления. Собственно творческим ресурсам посвящена большая часть раздела 5 - «Культурная среда Екатеринбурга».