Обсудить

Скачать

2. Предметы исследования и проектирования

Название «пульс» для нашего Доклада выбрано не случайно. Пульс – характеристика живого, растущего, меняющегося организма. Культура – это организм, для понимания и оздоровления которого недостаточно знания «нормативных параметров» . Необходимо понимание генезиса культуры, связи культуры с историческим и даже доисторическим прошлым. Необходимо понимание вечной духовной Традиции. В тоже время необходимо понимание культуры как лаборатории новых смыслов и новых, присущих каждой отдельной эпохе, символов и образов. Культура – это не только «феномен», который мы отстраненно изучаем. Культура – это человек, который одновременно и производитель (автор, демиург), и потребитель (зритель, читатель), и исследователь.

Как удержать все эти аспекты в одном живом поле? Как не замкнуться на отдельной проблеме, не начать препарировать детали? Как обеспечить динамическое равновесие всех аспектов, которое поможет удержать и понять целое? Ведь в нашей жизни настоящую ценность имеет только то, что цельно, только то, что неделимо – вера, любовь, красота.

Нужны новые базовые термины и понятия. Понятия «отрасль», «система», «феномен» не всегда годятся, по нашему мнению, для описания процессов в культуре. Поэтому для описания культурных явлений, акторов мы используем слово «среда». Это наиболее цельное, по нашему мнению, понятие. Оно собирает, а не разделяет.

Городская культурная среда представляет собой чрезвычайно широкое явление: это и традиционные культурные институты (театры, музеи, библиотеки), это и органы власти, это и творческая экономика, это и неформальные культурные инициативы, это и различные формы творческого досуга жителей. Это здания, общественные пространства, люди, проекты, сети, театры, рестораны, стадионы, парки, клубы - тот суммарный баланс творческой энергии, которая генерируется и потребляется городом. Эта среда, несмотря на всю сложность, обладает единым полем, единым пульсом. Это и есть предмет нашего исследования - культурная среда города.

Предметом концептуального проектирования являются действия, события, поступки в этой среде. Мероприятия культурной политики, если выражаться бюрократическим языком. Ведь в отличие от широкого определения культурной среды, культурная политика, напротив, требует фокусировки, ясного определения целей, соотнесения их с ресурсами, инструментами.
Таким образом, настоящий доклад – это одновременно и «моментальный снимок» существующей культурной среды, и попытка обозначить тенденции, и предложение конкретных действий.