Обсудить

Скачать

4.1. Понятия и подходы

Комплексное исследование культурной среды и региональной культурной политики предполагает не только освоение нового аналитического языка, новых понятий и подходов, но и переосмысление прежних понятий. Прокомментируем некоторые понятия и подходы, которые являются ключевыми для данного исследования.

Традиция

В культуре всегда присутствуют, с одной стороны, консервативная составляющая, обеспечивающая преемственность и устойчивость общества, с другой, инновационная, которая открывает обществу путь к развитию. Любое новшество, любой эксперимент, не будучи наполнен глубокими смыслами и непреходящими духовными ценностями, заложенными в Традиции, чреват неизбежным кризисом.Современной российской культуре необходим рывок, она нуждается, с одной стороны, в новых технологиях и профессиональных компетенциях, с другой - в духовной вертикали, нравственных идеалах, личной ответственности каждого за страну. Последнее невозможно без сохранения религиозных, семейных ценностей, корневой национальной культуры.

Традиция перестает восприниматься как нечто застойное, имеющее отношение исключительно к прошлому. Традиция – это не «вчера». Традиция – это «сегодня» и «всегда». Традиция мыслится нами как развивающийся во времени и пространстве культурный ген. Религия несет весть, хранит и передает Традицию, наука развивает знания и технологии, искусство актуализирует вечное в художественных образах. По сути, искусство - это культура аккумуляции и обновления разнообразных традиций, символических карт каждого поколения.

Актуализация традиции обновила исследовательский тезаурус: в него вошли такие понятия-метафоры, как «гений места» и «символический капитал». Они естественным образом следуют за «человеческим капиталом» - важнейшим термином «Основ государственной культурной политики» и публичных выступлений президента РФ.

Гений места (Genius loci)

Заложенный в территории природный, интеллектуальный, экономический, исторический и духовный потенциал. Связь идеи и материи, идеального и материального в пространстве города.

Символический капитал

Актуализация в современной культуре «гения места», его эффективная капитализация, влияющая на качество жизни и благополучие людей, как приезжих, так и местных. (см. определение в главе «Символический капитал»).

Культурная политика

Этот термин употребляется в двояком значении. Во-первых, как инструмент решения внутренних задач сферы культуры. Во-вторых, как система действий государства, направленная на решение средствами культуры задач, которые лежат за пределами самой сферы культуры, например, в области образования, в социальной сфере и даже в экономике. В этом случае культурная политика становится одним из ключевых факторов регионального развития и органической составной частью региональной политики. Именно второе значение представляется нам сегодня особенно актуальным.

Творческие индустрии

Появление этого термина связано с осознанием экономической роли культуры. Сегодня творческие индустрии – это полноценный сектор экономики, в состав которого входят как традиционные области художественной деятельности (в этом контексте их часто называют «культурными индустриями»), так и области так называемого «творческого предпринимательства» – реклама, издательская деятельность, архитектура, дизайн, мода и т. д. С одной стороны, творческие индустрии складываются из множества отдельных «секторов», каждый из которых имеет свою специфическую экономику, с другой, все они тесно связаны друг с другом, а также с традиционным искусством, музеями, театрами, художественным образованием и т. д., и зависят друг от друга в своем развитии.

Творческие кластеры

У этого термина существуют два значения. Первое – совокупность творческих предприятий, относящихся к одному сектору (например, дизайн или мода) и расположенных на одной территории (например, в одном городе). Второе – совокупность творческих предприятий любого профиля, расположенных в непосредственном соседстве друг с другом. Во втором значении творческий кластер представляет собой перспективную форму организации творческих индустрий, так как в нем интенсивно развиваются контакты между творческими профессионалами, и складывается особая творческая среда и атмосфера. Эти междисциплинарные объединения, дают мощный синергетический эффект. Кластерная форма является одновременно и мобилизующей, и развивающей структурой. Убедительные примеры творческих кластеров есть и в американском Голливуде, и в итальянской Тоскане, и в индийском Мумбае. Это центры и идеологии, и экономического успеха. Сегодня часто приводят в пример IT кластеры, например, Сколково. В этом же контексте реализуются такие программы развития как Национальная технологическая инициатива. Но нам нужны не только технологии, нам нужны конкурентоспособные, по мировым меркам, “инкубаторы талантов” – лидеров, способных создать эмоциональный образ будущего, сохранить и капитализировать культурное наследие прошлого.

Успешные творческие кластеры есть и в Москве (центр дизайна Artplay, дизайн-завод Flacon и тд). Их общая проблема – тотальная зависимость от рынка, ориентация на западные ценности. Мы уверены: движение вверх начнется тогда, когда мировой опыт начнет служить национальным ценностям и интересам – путь, исторически близкий России с ее многонациональным опытом и «пограничной» географией.

В новых творческих кластерах должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства и повышения конкурентоспособности нашей творческой продукции.

Постиндустриальная экономика

Это новый экономический уклад, приходящий на смену классическому индустриализму. К числу ее особенностей относится возрастающая роль нововведений и цифровых технологий. Новые идеи, проекты, разработки – нематериальные результаты передовой научной мысли и художественного творчества – становятся на мировых рынках не менее востребованным продуктом, чем результаты традиционного промышленного производства.