Обсудить

Скачать

5. Культурная среда Екатеринбурга

5.1. Символический капитал

Символ - ценностно окрашенный, значимый смысл, выраженный в знаке и претендующий на память, в пределе - вечную. Символизация свойственна человеку как виду и тесно связана с жизненными целями и идеалами. Собственно, культура и есть комплекс символизированных сфер жизни.

Термин «символический капитал» введен культурологом Пьером Бурдьё. «Пользуясь доверием и накопленным ими капиталом связей, люди способны, как говорят, «придя с пустыми руками, унести с собой весь рынок», - пишет он в книге «Практический смысл».

Символический капитал – репутационная часть культурного багажа, задействованная в рыночном обмене. В информационную эпоху, когда экономика все больше зависит от нематериального производства, репутационная роль символического капитала расширяется: он отвечает за производство и продажу символов, капитализирует саму культуру.

Подробнее ...

5.2. Экономика и городское хозяйство

Екатеринбург – город, в котором гармонично сочетается несочетаемое. Созданный как горно-металлургический завод и прошедший через все этапы развития индустриального уклада, этот крупнейший центр металлургии и машиностроения уже в советское время начал свой переход в постиндустриальную эпоху, о чем свидетельствуют Исторический сквер и Плотинка – крупнейшие общественные пространства города в самом его центре – на месте первого Екатеринбургского завода. Оставаясь крупным промышленным центром, Екатеринбург уверенно движется по пути развития креативной экономики, которая наряду с развитием инноваций является сегодня лейтмотивом екатеринбургских стратегических планов, включая заявки на проведение в городе Всемирной выставки ЭКСПО-2025 и спортивной Универсиады.

Подробнее ...

5.3. Культурное наследие

Под культурным наследием в широком смысле можно понимать все многообразие духовных и материальных ценностей, созданных человеком. Однако в юридической и научной терминологии культурное наследие – довольно узкая сфера. К ней относят материальные недвижимые памятники истории, культуры и природы, называемые «объектами культурного наследия», которые подлежат выявлению и государственной охране. Важность целенаправленной деятельности по сохранению памятников трудно переоценить. Культурное наследие – краеугольный камень самосознания нации. Историческая память, сбережение традиций и материальных артефактов – условие сохранения национального единства и собственной идентичности. Памятники определяют уникальный облик территорий и этносов в их исторической преемственности.

Подробнее ...

5.4. Краеведение

Понятия «краеведение», «историческое краеведение» появились в русском языке сравнительно недавно (соответственно в 1910-е и 1960-е гг.), тогда как изучение местной истории имеет гораздо более давние традиции. Изначально оба понятия являлись обозначением целого социокультурного явления, а именно вовлечения широкого круга любителей в изучение местного края наряду с учеными-профессионалами. Объектом изучения на том этапе, когда появился термин «краеведение», были тесно связанные между собой местная история, археология, этнография, языки, литература, искусство, архитектура.

Подробнее ...

5.5. Музеи

Музеи являются важнейшим институтом современной цивилизации. Музеи – естественная образовательная среда и ключевой пункт формирования исторической памяти. Именно в музее связь прошлого, настоящего и будущего является не абстрактной идеей, но реальностью, пронизывающей человека, семью, общество, события.

В музеях в овеществленном виде хранятся и воспроизводятся культурные и нравственные ценности, формируется национальная и локальная идентичность, воспитывается патриотизм, эстетический вкус, задаются отношения с гением места.

Подробнее ...

5.6. Традиционная народная культура

Этнокультурные процессы

Традиционная народная культура – форма сохранения идеалов и ценностей этнической идентичности, которая имеет локальные (например, уральские) коннотации и смыслы. Приезжему важно сохранять этническую идентичность, чтобы ощущать себя полноценным и полномочным гражданином города и страны пребывания. Для коренного жителя этическая принадлежность свидетельствует о его не-материальной укорененности на земле проживания. Извращенно поданная народная культура отвращает людей, в первую очередь молодежь, от своей культуры, а гостям и носителям иной культуры позволяет пренебрежительно относиться к людям, не сохранившем свои традиции.

Подробнее ...

5.7. Архитектура, городская среда

Архитектура в культурном пространстве

Архитектура - это выражение непространственной, внутренней сущности во внешней среде. С появлением человеческой культуры произошли изменения природно-материальной среды. Как только люди стали разделять места жизни, погребения, религиозных обрядов, началась архитектура – проекция зародившейся иерархии человеческих действий. Этот процесс Н.В.Топоров охарактеризовал как прорыв природно-материальной среды, перво-матрицы.

Подробнее ...

5.8. Парки

Парки в культурном пространстве

Парки являются культурными ландшафтами. Естественные природные взаимосвязи были преобразованы человеческой деятельностью и приобрели новые качества. При этом ландшафты, сформированные разными культурами, выглядят по-разному, то есть культурная составляющая доминирует над природной.

Парки – это свидетельство представления прошлых поколений о прекрасном, отражение их уклада, истории и мастерства. При этом парк – живой природный организм, который требует постоянной заботы и человеческого внимания, окультуривания в прямом и переносном смыслах. Культура сформировала парк, и она не должна его покидать. Это касается и грамотного природопользования, и нематериального наполнения культурными событиями и обществом.

Подробнее ...

5.9. Религия

Религиозная жизнь Екатеринбурга до революции

Екатеринбург стоит на границе Европы и Азии, территории исторического контакта различных рас, языковых групп и религиозных традиций. Поскольку религиозный приход являлся универсальным институтом социализации вплоть до революционных преобразований в 1917 г., неудивительно, что православная церковь, лютеранская кирха и старообрядческая часовня стали основой культурного ландшафта города с момента его основания в 1723 г. Со второй половины XIX в. институционализировались католицизм, иудаизм и ислам. Неправославные религиозные общины были официально зарегистрированы, а католический костел и лютеранская кирха находились в самом центре, являясь наряду с православными храмами архитектурными доминантами.

Подробнее ...

5.10. Образование

Понимание культурной среды как пространства культурных практик не будет полным, если оно не затрагивает образования, – целенаправленного процесса воспитания и обучения, в ходе которого происходит становление личности и передача социокультурного опыта.

В настоящее время приоритетом государства является инженерно-техническое и экономическое образование, фундамент экономического роста страны. В эпоху цифровых технологий эта направленность многим видится неоспоримой и беспроигрышной. Параллельно возникает иллюзия того, что гуманитарно-творческое образование вполне может отойти «на задний план» как не работающее на экономический прорыв. Соответственно, кадры в сфере культуры и искусства не так важны и нужны, а их образование – третьестепенно.

Подробнее ...