Обсудить

Скачать

5.10. Образование

Понимание культурной среды как пространства культурных практик не будет полным, если оно не затрагивает образования, – целенаправленного процесса воспитания и обучения, в ходе которого происходит становление личности и передача социокультурного опыта.

В настоящее время приоритетом государства является инженерно-техническое и экономическое образование, фундамент экономического роста страны. В эпоху цифровых технологий эта направленность многим видится неоспоримой и беспроигрышной. Параллельно возникает иллюзия того, что гуманитарно-творческое образование вполне может отойти «на задний план» как не работающее на экономический прорыв. Соответственно, кадры в сфере культуры и искусства не так важны и нужны, а их образование – третьестепенно.

В области культуры и искусства образование решает ряд задач, среди которых:

  • культурное творчество, имеющее характерные черты инновационности, штучности, авторской оригинальности и, как правило, отличающееся еще и высоким качеством;
  • кадровое профессиональное воспроизводство;
  • кадровое педагогическое воспроизводство;
  • развитие культурных индустрий.

Кадровое профессиональное воспроизводство – направление в образовании, позволяющее поддерживать оптимальный состав и сбалансированность профессионального кадрового наполнения сферы культуры и искусства, представителей гуманитарных и творческих специальностей, тех, кто развивает и продвигает культуру.

Кадровое педагогическое воспроизводство в сфере культуры и искусства имеет целью подготовку профессионалов, способных направленно передавать накопленный в сфере культуры и искусства опыт поколений.

Развитие же культурных, творческих индустрий, в понимании современных исследователей и практиков, становится катализатором, обеспечивающим изменение экономической действительности (концепция общественного развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики). В число творческих индустрий включают широкий спектр областей, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра до дизайна, моды, создания видео-, аудио- и мультимедиа-продукции. При этом культурные (творческие) индустрии, по мнению А. Флиера, – есть системная совокупность культурных практик, осуществляемых не в творческом режиме, а по стандартам, реализующим наиболее актуальные технологии социального производства.

В зависимости от каждой из задач образования в области культуры и искусств можно определить несколько условных групп специальностей: творческо-исполнительскую (актеры, танцоры, музыканты-исполнители, дирижеры, художники, дизайнеры, режиссеры и т.д.); менеджмента в искусстве (арт-менеджеры, event-менеджеры, продюсеры и т.д.); изучения видов искусства (арт-критики, музыковеды и т.д.); педагогическую деятельность в искусстве (хореографы-педагоги, хормейстеры, педагоги по разным видам искусств). Для того чтобы развивать творческие индустрии на актуальном уровне, все эти специалисты нуждаются в современном всестороннем образовании.

Образование в сфере культуры и искусства в Екатеринбурге

Екатеринбург традиционно и справедливо позиционирует себя как образовательный центр, в том числе и потому, что является носителем широко развитой образовательной среды (только вузов в городе более 30). В области культуры и искусства успешно функционирует сеть образовательных институций, которые готовят кадры в культуре на всех уровнях образования – от дошкольного до третьей ступени высшего (аспирантуры, ассистентуры) и даже докторантуры. При этом творческую профессию получить можно, в основном, только после окончания колледжа или вуза.

Уровни образования

В Екатеринбурге занимаются подготовкой специалистов для сферы культуры и искусства вузы и колледжи разного уровня и разной ведомственной подчиненности, – федерального (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, Екатеринбургский государственный театральный институт, Уральский государственный педагогический университет), регионального (Уральский музыкальный колледж, Уральский хореографический колледж, Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского, Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра, Областной техникум дизайна и сервиса и др.), муниципального (Екатеринбургская академия современного искусства). Есть и частный вуз, в котором готовят специалистов в области культуры (Гуманитарный университет). Таким образом, в Екатеринбурге 6 вузов и 5 колледжей, которые являются специализированными в области культуры и искусства.

Помимо специализированных колледжей и вузов, есть ряд учебных заведений, в которых обучение в сфере культуры стало одним из ключевых направлений (Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Уральский государственный горный университет, Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова, Уральский колледж технологий и предпринимательства и др.).

В области культуры и искусства образование представляет собой наиболее сложный и длительный процесс. На практике это означает, что чтобы стать профессионалом, необходимо непрерывно и целенаправленно учиться в области дополнительного художественного образования 15–17 и более лет, начиная с трех-пятилетнего возраста. Естественно, далеко не каждый талантливый ребенок выдерживает такой «марафон» по самым разным причинам.

Спецификой образования в искусстве и культуре в целом является малоописанная передача знаний от человека к человеку с учетом индивидуальных особенностей, и способностей обучающегося. Отличительная особенность образования в сфере культуры состоит в том, его структура и базовое содержание носят устойчивый и сложившийся характер (обретение опыта общения с шедеврами и изучение творчества великих мастеров), а выработанные способы передачи знаний и навыков личностно ориентированы и воспроизводят модель прямой коммуникации «от человека – к человеку». Ни книги или ноты, ни виртуальные уроки не способны заменить живое общение с наставником. От Мастера проистекают не только знания. Он влияет и на скорость развития способностей ученика, его устремленность, желание продолжать обучение. При этом, естественно, достижения в культуре не линейны и не имеют прямой зависимости от длительности образования.

Формы образования

Формы образования в культуре и искусстве в Екатеринбурге в основном традиционные: очная, заочная, очно-заочная. Значительно реже и, как правило, в дополнительном профессиональном образовании, встречается применение электронных дистанционных технологий. Что вполне объяснимо, поскольку техника не передает все нюансы контактного обучения искусству, позволяя реализовать лишь более простые занятия, не требующие тонкой «настройки» органов чувств – слуха, голоса, зрения, осязания и т.д. Обучение на значительной части направлений возможно только в очной форме.

Системное образование в культуре Екатеринбурга (затем Свердловска) зародилось более 115 лет назад. В 1902 г. было образовано Художественное училище, а в 1916 – Музыкальное училище. Виток в развитии образования в области культуры и искусства произошел в годы Второй мировой войны и в последующие десятилетия после нее, в первую очередь, из-за эвакуации на Урал лучших представителей советской академической культуры. За последние 40 лет число учебных заведений, реализующих программы по направлениям, связанным с культурой и искусством в Екатеринбурге значительно возросло. Число вузов удвоилось (с 5 до 10), число колледжей почти утроилось (с 5 до 14).

Доступность

Несмотря на очевидную востребованность и популярность, образование в сфере культуры и искусства в Екатеринбурге не является легкодоступным по различным показателям. Конкурс при поступлении на специальности области культуры и искусств в Екатеринбурге, как правило, высокий и очень высокий (на отдельные направления – до 8-10 человек на бюджетное место).
Отсутствие общежитий в ряде колледжей и вузов региональной и муниципальной подчиненности в Екатеринбурге также существенно сужает возможности поступления для нуждающихся в жилье абитуриентов, проживающих вне областного центра. Другой весомой проблемой, связанной с высшим образованием в сфере культуры и искусства, является не всегда оправданно высокая стоимость образования, которая регламентируется на федеральном уровне (в среднем от 112 до 154 тыс. руб. в год на гуманитарных и творческих профилях, 193 тыс. руб. – на профиле «актерское искусство»).

Ежегодное выделение государственных и муниципальных бюджетных мест для обучения студентов специальностям в сфере культуры и искусства в Екатеринбурге хотя и не увеличивается, но на протяжении последнего десятилетия является достаточно стабильным, что свидетельствует об их востребованности. Проблема массовости образования в сфере культуры напрямую зависит и от насущной необходимости поддерживать низкую наполняемость групп с одной стороны, и индивидуальный характер обучения ряду исполнительских специальностей с другой. Массовость образования в культуре в Екатеринбурге прямо зависит от возраста обучающихся: чем он меньше, тем больше родители детей готовы вложить средств в их образование (Исследование Екатеринбургской академии современного искусства, 2014). Небольшая часть (от 5% до примерно четверти, в зависимости от получаемой профессии и стоимости обучения) поступающих на специальности культуры и искусства студентов готовы учиться платно. В первую очередь это будущие магистранты различных специальностей, а также обучающиеся на бакалавриате «дефицитным» и высокозатратным профессиям (в области цифрового искусства, музыкально-компьютерных технологий, звукорежиссуры, исполнительского искусства и т.д.).
Доступность образования в области культуры и искусства стремительно уменьшается с повышением уровня образования. Это связано с несколькими причинами, в том числе наличием бюджетных мест, стоимостью образования, уровнем заработной платы в культуре, наличием рабочих мест, готовностью учреждений-работодателей принять новых специалистов и прочими.

Прикладной характер

Другим, не менее важным фактором образования в области культуры и искусства, является прикладной, практико-ориентированный его характер. Несмотря на то, что современное образование должно быть максимально приближено к жизни и реальным видам будущей деятельности, не все направления образования в сфере культуры и искусства в Екатеринбурге отвечают этим требованиям.

Интересным примером практико-ориентированного образования в сфере культуры является Екатеринбургская академия современного искусства, где разработана и действует связка с учреждениями-работодателями от момента целевого поступления абитуриентов через творческую активность студентов на базе муниципальных и других учреждений культуры в ходе проектной деятельности в рамках увеличенной практики с первого по четвертый курс, а также в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ по заказу работодателей. При этом базами практики студентов становятся множество учреждений культуры Екатеринбурга самой разной направленности (музеи, театры, галереи, школы искусств, библиотеки, центры культуры).

Уровень профессиональной подготовки

Высокий уровень профессиональной подготовки в сфере культуры и искусства Екатеринбурга подтверждается победами выпускников школ, колледжей и вузов в конкурсах самого разного уровня; соответствию повышенному уровню требований Рособранадзора; наличием постоянно и активно действующих диссертационных советов по присуждению ученых степеней (по культурологии – Уральский федеральный университет; по педагогике – Уральский государственный педагогический университет); регулярно проводящихся в городе творческих форумов, фестивалей, научных и научно-практических конференций.

О многообразии и интенсивности культурной жизни свидетельствует появление новых художественных галерей, музеев, театров, интенсивная гастрольная деятельность, разнообразие проходящих фестивалей. Что позволяет утверждать: в Екатеринбурге есть потребность в развитой сфере культуры и эта потребность растет в связи с изменением уровня образованности населения.

Векторы развития

Основные векторы развития образования в области культуры и искусства в Екатеринбурге напрямую связаны с экономическими и политическими изменениями в обществе, политике и образовании в целом. Трансформация образования связана на сегодняшний день с несколькими процессами:

  • разделением Министерства образования и науки России на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения, что характеризуется неопределенностью позиций и требований по отношению к организациям профессионального образования,
  • ведомственной принадлежностью и функциональными связями вузов культуры и искусства не только с Министерством культуры, но и Министерством науки и высшего образования России, что влечет за собой разобщенность критериев и показателей эффективности деятельности,
  • изменением госзаказа в сторону усиления доли технических направлений подготовки специалистов, следствием чего становится увеличение набора студентов на бюджетные места по техническим специальностям в ущерб направлениям, связанным с искусством и культурой,
  • внедрением государственной системы профессиональных стандартов и, как результат, реализацией в профессиональном образовании государственных образовательных стандартов нового поколения с увеличенной долей самостоятельности профессиональных образовательных организаций в выборе содержания образования под требования рынка труда, что приводит к переориентации на массовое обучение, в то время как образование в сфере культуры ориентировано на индивидуальную траекторию,
  • глобальной трансформацией системы дополнительного художественного образования детей, приоритетом которой становится акцентирование общеэстетической направленности образования, снижение количества предпрофессиональных программ с одной стороны, и большая востребованность именно общеэстетических программ у родителей, т.к. они мало заинтересованы в будущей профессии ребенка в сфере культуры с другой,
  • организацией федеральной подчиненности учреждений культуры и искусства на разных уровнях образования как ведущим принципом существования. Практически не проявляется региональный фактор развития образования в сфере культуры и искусства – не определены его сущность, значение, цель, задачи, содержание. Это нивелирует усилия по подготовке специалистов для региона, поскольку запрос области и Екатеринбурга как ее центра не определен и не привязан к стратегии ее развития и нуждам рынка.

Наиболее уязвимым местом системы профессионального образования в области культуры и искусства Екатеринбурга представляется то, что на сегодняшний день остается не определенной роль и миссия этих учреждений в культурной среде города.

Рекомендации

Представители профессионального образования в сфере культуры и искусства Екатеринбурга формулируют необходимость следующих направлений:

  • планомерное увеличение количества бюджетных мест для образовательных программ в сфере культуры и искусства в колледжах и вузах;
  • укрепление материально-технической базы, обеспечивающей реализацию современных образовательных программ среднеспециального и высшего образования;
  • приращение педагогических кадров колледжей и вузов культуры и искусства за счет молодых специалистов до 30 лет;
  • максимальное кооперирование содержательных и творческих ресурсов колледжей и вузов культуры и искусства для дополнительной профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки имеющихся специалистов;
  • наработка устойчивых связей образования в культуре и искусстве с запросами регионального рынка труда;
  • создание профессионального сообщества, определяющего и укрепляющего роль и миссию, усиливающего позиции образования в области культуры и искусства в регионе;
  • усиление фундаментальной составляющей содержания образования в культуре и искусстве, формирования пула экспертов.

Таблица 5.10.1. Перечень образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования г. Екатеринбурга, реализующих основные образовательные
программы в области культуры и искусства, 2018 год

Образовательное учреждение

Направление, специальность

вузы

Уральский гуманитарный институт Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

Дизайн

Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере

История искусств

Культурология

Социально-культурная деятельность

Уральский государственный педагогический университет

Педагогическое образование
Изобразительное искусство и Мировая художественная культура
;

Музыкальное образование и Дополнительное образование

Уральский государственный аграрный университет

Ландшафтная архитектура

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Художественное образование (Музыкально-компьютерные технологии, кино и телевидение)

Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн (Арт-дизайн, Дизайн интерьера, Дизайн и компьютерная графикаФотоискусство и дизайн виртуальной среды)

Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского

Вокальное искусство (Академическое пение)

Дирижирование (Дирижирование академическим хором)

Искусство концертного исполнительства (Фортепиано. Концертные струнные инструменты. Концертные народные инструменты. Концертные духовые и ударные инструменты)

Композиция

Музыкальная звукорежиссура

Музыкально-инструментальное искусство (Фортепиано, Оркестровые струнные инструменты, Оркестровые духовые и ударные инструменты, Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты)

Музыкально-театральное искусство

Музыковедение

Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (Древнерусское певческое искусство, Этномузыкология)

Уральский государственный архитектурно-художественный университет

Дизайн

Графика

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Живопись

Монументально-декоративное искусство

Уральский государственный горный университет

Институт мировой экономики:

Искусство костюма и текстиля

Факультет геологии и геофизики:

Технология художественной обработки материалов

Екатеринбургский государственный театральный институт

Актерское искусство

Литературное творчество

Режиссура театра

Продюсерство кино и телевидения

Гуманитарный университет

Факультет современного танца

Хореографическое искусство

Екатеринбургская академия современного искусства

Искусства и гуманитарные науки:

Визуальные коммуникации

Журналистика в области культуры

Танец и современная пластическая культура

Технологии управления в области культуры

Арт- и спорт-маркетинг

Прикладная информатика:

Прикладная информатика в социально-культурной сфере

Цифровое искусство

колледжи

Уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства

Архитектура (базовая подготовка), углубленная подготовка

Графический дизайнер

Дизайн (по отраслям) (углубленная подготовка)

Уральский радиотехнический колледж имени А. С. Попова

Дизайн

Колледж управления и сервиса "Стиль"

Техника и искусство фотографии

Уральский колледж технологий и предпринимательства

Архитектура

Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Парикмахерское искусство

Стилистика и искусство визажа

Областной техникум дизайна и сервиса

Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Свердловский колледж искусств и культуры

Музыкальное искусство эстрады (по видам)

Народное художественное творчество (по видам)

Сольное и хоровое народное пение

Социально-культурная деятельность (по видам)

Цирковое искусство

Свердловское музыкальное училище имени П. И. Чайковского (колледж)

Вокальное искусство

Инструментальное исполнительство
Фортепиано
Оркестровые струнные инструменты
Оркестровые духовые и ударные инструменты

Музыкальное искусство эстрады
Инструменты эстрадного оркестра
Пение эстрадное

Сольное и хоровое народное пение

Теория музыки

Хоровое дирижирование

Свердловский мужской хоровой колледж

Вокальное искусство

Инструментальное исполнительство

Музыкальное звукооператорское мастерство

Хоровое дирижирование

Свердловский областной педагогический колледж

Социально-культурная деятельность

Менеджер СКД

Уральский техникум "Рифей"

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Создание изделий ДПИ и народных промыслов

Ювелир

Уральский музыкальный колледж (Школа-десятилетка при Уральской государственной консерватории (академии) им.

М. П. Мусоргского)

Теория музыки

Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)

Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра

Изобразительные и прикладные виды искусств:

Дизайн (по отраслям)

ДПИ и народные промыслы (по видам)

Реставрация

Живопись (по видам)

Скульптура

Уральский хореографический колледж

Хореографическое искусство:

Искусство балета