Обсудить

Скачать

5.16. Театр

Введение

За последнее столетие театр хоронили как минимум трижды. В начале XX в. в эпоху развития немого кино, затем в середине – в момент появления телевидения и, наконец, в наши дни в связи с колоссальным ростом влияния интернет-среды. Каждый раз ему предрекали гибель, полное исчезновение, говорили о том, что новый вид зрелища упразднит театр, вытеснит его из обоймы интересов человека. Но этого не случилось и, очевидно, уже не произойдет никогда. Театр как особый вид зрелища, синтезирующий разные искусства, транслирующий могучую волю коллективного творчества – один из главных источников взаимообмена энергией между сценой и зрительным залом. Присутствие «живого» человека в уникальном континууме времени и пространства, которое невозможно повторить, продублировать, каждый раз это будет иначе – не в этом ли главная притягательная сила театра?

Социальная роль театра – неоспорима. «Нация собирается в партере», говорил Вольтер и подчеркивал тем самым, что театр формирует национальное самосознание. Именно в театре человек может ощутить себя не частичкой толпы, электората, песчинкой безличной людской массы, но именно частью сообщества, ведомого единой духовной и социально значимой идеей. Театральное искусство обращается к каждому человеку индивидуально, но в то же время именно в театре каждый может ощутить мощь совместного эмоционального и интеллектуального потрясения.

В зависимости от своей жанровой разновидности, формата, принципов воздействия, целей и задач театр может быть храмом (и даже сектой!), кафедрой, мастерской, местом досуга, чистейшей воды энтертейнментом. Влияние театра на современную жизнь и на современную элиту чрезвычайно велико. Многие общественные и политические акции приобретают черты театрализованных представлений. Бесспорно, так было всегда, достаточно вспомнить массовые празднества Древней Греции и Древнего Рима, и более поздних времен. Но сегодня режиссура проникает во все виды зрелищ, и можно говорить о театрализации современной жизни в целом. Впрочем, и театр постоянно видоизменяется под влиянием всех процессов действительности. Рушится традиционно устойчивое разделение на виды театра: драматический, музыкальный, кукольный. Сегодня театр приобретает новые форматы и новые связи, становится тотальным, разговаривает со зрителем абсолютно новым, порой сложнейшим языком, выходит из традиционных помещений¬ – «домов с колоннами» и проникает всюду, где есть живая мысль и человек, ее транслирующий.

Екатеринбург – признанный театральный центр россии

На театральной карте страны Екатеринбург всегда был одним из главных центров, не один раз за свою историю он становился «местом силы» для того или иного театрального жанра, когда активные творческие процессы не уступали столичным, а порой и опережали их. Например, Свердловскую музкомедию в 70-е гг. именовали «лабораторией советской оперетты». В середине 80-х Оперный театр получил у журналистов титул «свердловского феномена»: оперные спектакли режиссера Александра Тителя и дирижера Евгения Бражника в содружестве с известными сценографами становились событиями всесоюзного масштаба, столичные критики массово съезжалась на все премьеры этого тандема. Уже в перестроечные годы мощно прозвучала уральская школа современной драматургии, возглавляемая Н. Колядой. С начала 90-х и по сей день Екатеринбург – неофициальная столица российского contemporary dance, только здесь живут сразу 3 труппы современного танца с официальным статусом, первый и единственный в стране факультет современного танца в Гуманитарном университете и множество постоянно возникающих танц-коллективов, а также мультижанровых и междисциплинарных проектов. Сегодня внимание профессионалов нацелено на балет Екатеринбурга, возглавляемый В. Самодуровым и являющийся постоянным ньюсмейкером российской театральной жизни. В разные годы можно было прочитать в прессе, что в Екатеринбурге – «лучший в стране ТЮЗ», творит «главный оперный режиссер», ставят «гранд-дама российского современного танца» и «самый креативный хореограф-неоклассик». Прибавим к этому третье в стране, после Москвы и Санкт-Петербурга – по численности, оргресурсам, видам деятельности и силе общественного влияния – отделение СТД (Союза театральных деятелей) с великолепным Домом Актера на главной площади города, и поймем, что столичных амбиций театральному Екатеринбургу не занимать.

Из истории

Одной из первых дат истории профессионального театра Урала можно считать 5 ноября 1843 г., когда труппа П.А. Соколова, приехавшая из Казани, дала первый спектакль в помещении цейхгауза при Александровском горном госпитале, и ей предложили остаться в городе. Первый на Урале театр обслуживал сразу три города: осенью и зимой спектакли давались в Екатеринбурге, в феврале организовывались выступления на Ирбитской ярмарке, а летом – в Перми. Репертуар труппы составляли как драматические, так и музыкальные постановки («Ревизор» Гоголя, «Аскольдова могила» Верстовского, «Мельник – колдун, обманщик и сват» Аблесимова). В историю уральского театра вписаны имена крепостных артистов, позднее – знаменитых актерских семей Соколовых, Головинских, Романовских, Садовских, Дмитриевых, Надеждиных, Александровых, а также антрепренеров отца и сына Медведевых. Благодаря запросам состоятельных екатеринбуржцев – любителей театра, антрепризы процветали. Во второй половине ХIХ в. в Екатеринбурге появляются любительские труппы. Заметную роль играет театр Казанцевых, ставший основой драматического отделения Екатеринбургского музыкального кружка. По инициативе главного начальника Уральских горных заводов В.А. Глинки на средства благотворителей по проекту К.Г. Турского в 1847 на пересечении главных транспортных магистралей города – Главного проспекта (ныне проспект Ленина) и Вознесенского проспекта (ныне ул. Карла Либкнехта) для театра строится каменное здание, известное сегодня как кинотеатр «Колизей». Именно в нем до1912 г. располагался первый театр Екатеринбурга – Городской театр. В ноябре 1900 г. на улице Клубной (ныне Первомайская) был открыт Зал Маклецкого (построен купцом Маклецким для выступлений его талантливой дочери-певицы) –концертный зал и одновременно театр на 400 мест. Ныне отреставрированный Зал Маклецого – один лучших акустических залов города Екатеринбурга, входит в структуру Свердловского областного музыкального училища им. П.И. Чайковского. Главным событием театральной жизни дореволюционного Екатеринбурга стало строительство Оперного театра, законченное к 1912 г.

Театральное хозяйство

Еще в советские времена Екатеринбург стал одним из шести городов «полного театрального предложения», имеющий в своем распоряжении 5 театров: театр оперы и балета, драмы, музкомедии, ТЮЗ и театр кукол. Екатеринбург – один из трех городов России, где есть театр федерального подчинения – Оперный. Конечно, столица Урала – центр театральной жизни области, но театральная жизнь активна и в таких городах, как Серов, Нижний Тагил, Ирбит, Каменск-Уральский, Первоуральск, Краснотурьинск, Новоуральск. С конца 80-х гг., в период бурного взрыва творческой энергии, появилось множество новых театров, прежде всего авторских и развивающих новые виды театрального искусства. Некоторые не дожили до настоящего времени (как например, Музыкальный экспериментальный театр, засветившийся на первых фестивалях «Золотая Маска»), а другие стали известными на всю страну и за рубежом брендами («Провинциальные танцы» и «Коляда-театр»). В эти годы и позднее поочередно появлялись: драматический театр «Волхонка» (создан 1986 г., создатель театра Владимир Валл), Малый драматический театр «Театрон» (создан в 1987 г., основатель и художественный руководитель Игорь Турышев). Детский театр балета «Щелкунчик» (создан в ноябре 1988 г. при Театре оперы и балета как авторский театр-студия хореографа Михаила Когана, позже муниципализирован); Театр балета «Пируэт» (позднее «Балет Плюс», муниципальное учреждение «Екатеринбургский театр современной хореографии», «Екатеринбургский институт танца» и ТанцТеатр, создан в октябре 1990 г., художественный руководитель Олег Петров). Танцевальная компания «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой (создана в 1990 г., в 2010 г. муниципализирована), хореографическая компания «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» (создана в 90-е гг., с 2003 г. работает в структуре Свердловской музкомедии). Театр «Лаборатория драматического искусства им. Михаила Чехова» (создан в марте 1995); «Камерный театр» – драматические театр, открытый 1 декабря 1998 г. как муниципальное учреждение, ведущее театральную деятельность по принципу репертуарной антрепризы в структуре музея (официальное название «Литературно-концертный зал» Объединенного музея писателей Урала»). «Коляда-театр» (частный театр драматурга и режиссера Николая Коляды, создан 4 января 2002 г.); с 2012 г. создан филиал «Коляда-театра» – «Центр современной драматургии». Танцевальная компания «Окоем» (руководитель Александр Гурвич, коллектив при «Гуманитарном университете»). А также театр кукол «Мир на ладошке», независимые танц-компании «2046» и «Zonka», «Живой театр» (частный музыкальный театр композитора Александра Пантыкина), театральная платформа «В центре» (Ельцин-центр, руководитель Наталия Санникова), театр «Место» и другие. Общее число профессиональных театров города и области самого разного статуса впечатляет – их около 40. Опять-таки больше – только в столицах. Театральное пространство дополняют любительские коллективы – студенческие, молодежные, вузовские и школьные театры, и с каждым годом любительская театральная среда пополняется новыми названиями и именами.

Екатеринбургский театр оперы и балета – один из немногих в России, имеющих дореволюционное происхождение. Его здание на главном проспекте города – несомненное украшение Екатеринбурга – появилось в 1912 г. Строили его всем городом, вскладчину. Новый городской театр, так он сначала назывался, выстроенный по проекту В. Семенова с имперским размахом и роскошью, открыл первый сезон патриотической оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» (дирижер С. Барбини, режиссер А. Альтшуллер). Начиная с середины 20-х Оперный театр в Екатеринбурге (тогда в Свердловске) приобретает известность и славу одного из лучших в стране. Свой творческий путь здесь начинали певцы Сергей Лемешев, Иван Козловский, братья Пироговы, дирижер Арий Пазовский, режиссеры Владимир Лосский и Леонид Баратов, а позже – Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Евгения Алтухова, артисты балета Нина Млодзинская, Владимир Преображенский, Александр Томский... Вполне объяснимая традиция – служить стартовой площадкой – действует и поныне. Среди «почетных утрат» знаменитый маэстро Евгений Колобов, создавший в Москве театр «Новая Опера» и дирижер Кирилл Тихонов, один из основателей «Геликон-оперы», главный режиссер Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель и многие-многие артисты.

Перечисляя исторические заслуги театра, придется многократно употреблять слово «первый». Первым из периферийных театров, Свердловский отказался от посезонного набора труппы и перешел на стационарный (репертуарный) способ существования. Первым из нестоличных – был удостоен Государственной премии СССР (тогда она именовалась Сталинской) за постановку оперы «Отелло» (1946). Здесь впервые в России осуществили постановку зарубежных опер «Симон Бокканегра» Дж.Верди (1955) и «Арабелла»Р.Штрауса (1974), впервые пропели «Силу судьбы» Верди на итальянском языке (1979). А сколько отечественных опер и балетов родилось на екатеринбургской сцене! Новые произведения театр заказывал известным отечественным композиторам, особое внимание уделяя содружеству с уральскими авторами. В. Трамбицкий и С. Белоглазов, А. Фридлендер и Б. Гибалин, К. Кацман и В. Кобекин сочиняли специально для свердловской-екатеринбургской сцены, и спектакли, созданные «здесь и сейчас», становились ее визитной карточкой. Политика творческих экспериментов привела к тому, что в 1987 г. театр вторично был удостоен Государственной премии – за постановку оперы «Пророк» Владимира Кобекина. Тот период жизни театра до сих пор называют «свердловским феноменом», имея в виду творческий тандем дирижера Евгения Бражника и режиссера Александра Тителя, их знаменитые спектакли 80-х, поставленные в содружестве с великолепными художниками музыкального театра Э. Гейдебрехтом, Ю. Устиновым, В. Левенталем: «Борис Годунов», «Сказка о царе Салтане», «Катерина Измайлова», «Сказки Гофмана»...Когда в 1987 г. театр с этими спектаклями гастролировал в Москве, на одном из последних представлений из публики раздалось: «Не уезжайте! Оставайтесь всей труппой!». В 90-гг. театр сотрудничает со многими постановщиками страны и мира: М.-Ф. Сичилиани (Италия), П. Виттиг (Германия), Г. Исаакян, Д. Бертман, К. Стрежнев.

Балет Екатеринбурга появился на свет гораздо позднее оперы: лишь в 1931 г. свердловский оперный стал именоваться Театром оперы и балета, до этого хореографические спектакли ставились эпизодически. Но уже в 40-е мог осуществлять постановки масштабной балетной классики. В разные годы, особенно с конца 70–х, театр приглашал на постановки профессионалов высочайшего класса. С труппой работали выдающиеся отечественные хореографы Л. Якобсон, К. Боярский, И. Бельский, Н. Боярчиков, О. Виноградов, Н. Касаткина и В. Василев, Ю. Григорович. В репертуаре появлялись новинки, старинная хореография и балеты зарубежных классиков XX в. С середины 80-х балетная труппа регулярно совершала зарубежные турне, благо русский классический балет оказался в постсоветское время едва ли не главным конвертируемым товаром на Западе: Франция, Норвегия, Япония, Индия, Италия, Чили, Корея, Австралия...

С начала 90-х сцена екатеринбургского оперного театра неоднократно принимала международный театральный фестиваль «Ирина Архипова представляет...», а позднее – ежегодную Всероссийскую ярмарку певцов под эгидой Г.П. Вишневской. В 2000 г. впервые с оперой «Мазепа» театр выехал на «Золотую Маску». Но к началу тысячелетия обозначились и кризисные явления. В 2006 г. произошла полная смена руководства, и театр пережил серьезный ребрендинг во всех сферах своей деятельности: обновление труппы, репертуара, принципов работы со зрителем. Как один из немногих нестоличных театров федерального подчинения (за пределами Москвы и Петербурга федеральных оперных всего два, еще Новосибирский) он получил солидный правительственный грант, позволивший реализовать серьезные замыслы, приглашать высококлассных специалистов и осуществлять активную гастрольную политику: театр выезжал в Португалию, Таиланд, Италию, Узбекистан, Китай, Турцию, Азербайджан, Боснию и Герцеговину. 2012, год своего 100-летия Екатеринбургский оперный отметил появлением в афише спектаклей, ставших событиями. Впервые в России была поставлена комическая опера Россини «Граф Ори» (дирижер П. Клиничев, режиссер Ю. Ушаков). Новый главный балетмейстер В. Самодуров сочинил балет по мотивам итальянской оперы на музыку Доницетти «Amore buffo» и продолжил хореографическими проектами «Dance-платформа» и балет «H2O» в рамках Второй Уральской индустриальной бьеннале. Осенние юбилейные торжества, помимо концертов и череды спектаклей, включили в себя премьеру оперы «Борис Годунов» (дирижер М. Гюттлер) в современной трактовке А.Тителя, через 18 лет вновь работавшего на любимой сцене.

Принцип полной эксклюзивности репертуара стал главным и в новейшее время. Оперы «Сатьяграха» Ф. Гласса, «Пассажирка» М. Вайнберга, «Греческие пассионы» Б. Мартину, впервые поставленные в России (весной 2019 ожидается премьера «Трех сестер» Этвеша) и балеты «Cantus Arсticus», «Вариации Сальери», «Цветоделика», «Занавес», «Ромео и Джульетта», «Пахита» и «Приказ короля», осуществленные Вячеславом Самодуровым, принесли театру и высокую репутацию в профессиональной среде и «Золотые Маски».

Театр музыкальной комедии появился в индустриальном Свердловске в 1933 г., одновременно с пуском Уралмаша и постепенно стал столь же узнаваемой его приметой. Феномен театра, пестующего искрометный «легкий жанр» в городе суровых заводчан и сумевшего завоевать их невероятную любовь и привязанность, требует особого осмысления. Казалось бы, где фривольная легкомысленная оперетта и отгороженный от мира промышленный гигант? А между тем случился роман, и Музкомедия могла с гордостью говорить о себе как о самом любимом театре города. Ее артистов знали по именам как своих близких, абсолютной нормой стали постоянные аншлаги.

С самых первых сезонов театр обозначил свои приоритеты: собирание труппы ярких артистических индивидуальностей, выбор «своего» репертуара и ориентир на современность. Даже обращаясь к классике, театр всегда учитывал то, что происходит «за окном». Здесь гордятся тем, что за многолетнюю историю в его списке главных режиссеров – всего три имени. Но каких! Георгий Кугушев, Владимир Курочкин и нынешний Кирилл Стрежнев – настоящие лидеры, харизматичные и мощные, оставившие свой след в истории театра. Одним из первых в стране театр стал осуществлять постановку спектаклей, которые с полным правом можно назвать авторскими. Замысел рождался в театре, либретто и музыка сочинялись с прицелом на конкретных исполнителей, а процесс постановки совместными усилиями и авторскими правками «доводил до ума» идею и первоначальный вариант. В эпоху Курочкина именно так появились спектакли «Любовь Яровая», «О, милый друг!» и другие.

В 90-е гг. театр жил как все, то есть трудно, скорее выживал. Но затем изменения начались буквально на глазах. Новую репертуарную стратегию предложил и стал последовательно осуществлять Михаил Сафронов, по должности — директор театра, по сути — продюсер, мотор и движущая сила главных процессов. При нем Музком стал своего рода музыкально-театральным холдингом. Под его крышей помимо основной труппы: солистов, артистов балета, хора и оркестра театра, дружно живут еще несколько самостоятельных творческих образований — ансамбль народных инструментов «Изумруд», детская вокально-хореографическая студия, один из лучших коллективов современного танца «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Задачу реформировать жанр, некогда популярный, но сегодня плетущийся в хвосте театрального процесса, произвести смену зрительских поколений решают старым и проверенным способом — созданием оригинальных спектаклей, сделанных с нулевого цикла, от работы с композиторами и либреттистами до выпуска премьеры.

Сегодня в репертуаре театра «старая добрая» оперетта явно сдает свои позиции, мюзикл, причем новый отечественный, в сущности «русский мюзикл», так непохожий на своего заморского собрата, становится главным вектором репертуарной политики. Казалось бы, прямая обязанность театра – развлекать публику, но он раз за разом смело меняет амплуа и ведет со зрителем серьезный разговор на основе сюжетов великой литературы и российской истории: «Храни меня, любимая», «FIGARO», «Силиконовая дура», «Екатерина Великая», «Мертвые души», «Белая гвардия», «Яма»…Сохраняя при этом выработанный алгоритм: заказ новой партитуры – право первой постановки – мировая премьера. По мнению критиков и неоднократных решений Национальной премии «Золотая Маска» Свердловская музкомедия – в числе лидеров музыкального театра России.

Свердловскому государственному театру драмы 88 лет, в 1977 г. он стал академическим. В историю театра вписаны выдающиеся режиссеры Ефим Бриль, Вениамин Битюцкий, Александр Соколов. Держать статус «главного театра драмы» на Урале ему помогает одна из самых сильных актерских трупп, в составе которой известнейшие артисты и талантливая молодежь. Свою главную цель театр видит в поддержании традиций русского репертуарного театра, в создании афиши для самых разных сегментов публики. Основу составляет русская классика, а малая сцена театра является экспериментальной площадкой, в том числе и для появления постановок по современной драматургии. В театре уже много лет нет главного режиссера, художественную политику осуществляет директор театра Алексей Бадаев. На постановки приглашаются известные российские режиссеры несхожих творческих устремлений: В. Мирзоев, В. Панков, А. Баргман, А. Праудин, А. Шапиро, Г. Козлов…

Екатеринбургский ТЮЗ – один из старейших театров для детей и молодежи в России, как и Свердловская драма, основан в 1930 г. В формировании самого первого состава труппы участвовал Московский театр для детей Натальи Сац. В разные годы театр возглавляли такие известные режиссеры, как Владимир Мотыль, Юрий Жигульский, Юрий Котов, Дмитрий Астрахан, Владимир Рубанов, Георгий Цхвирава, Семен Лосев, Анатолий Праудин, Вячеслав Кокорин. На сцене Екатеринбургского ТЮЗа начинали свою творческую жизнь впоследствии широко известные мастера сцены и экрана: Елена Юнгер, Олег Гущин, Борис Плотников, Леонид Неведомский и др. Сегодня в труппе ТЮЗа 40 профессиональных артистов, из них 3 народных артиста России, 9 заслуженных артистов и талантливая театральная молодежь. Спектакли театра были представлены в программах международных театральных фестивалей в России, Германии, Франции, Греции, Швеции, Польше, Болгарии, Австрии, Италии, Пакистане, Китае, Хорватии, Сербии, Италии, Великобритании, Румынии. С 2001 г. театр одним из первых в России организует и проводит на своей площадке семинар «Современная европейская драматургия» и мастерскую «Молодая режиссура и профессиональный театр». В 2002 г. в рамках театра появился проект «Театр за бетонной стеной», в рамках которого рождаются спектакли по современной драматургии. В 2012 г. в ТЮЗе стартовал уникальный образовательный проект «Театр у школьной доски», удостоенный Премии имени В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина. В 2014 г. театр после капитального ремонта получил малую сцену – одну из самых современно оборудованных сцен Урала. В 2003 г. спектакль «Каштанка» по Чехову в постановке Вячеслава Кокорина принес театру Национальную театральную Премию «Золотая Маска». В 2011 г. народная артистка России Любовь Ворожцова была награждена Национальной театральной премией «Арлекин» в номинации «За великое служение театру для детей». В 2012 г. в театре появилась вторая «Золотая Маска», за роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые» Островского в постановке Григория Дитятковского ее была удостоена Светлана Замараева. С 1990 г. екатеринбургский театр юного зрителя проводит Всероссийский фестиваль «Реальный театр», который признан одним из лучших театральных фестивалей в России. Его бессменный лидер – продюсер Олег Лоевский, известный в стране как один из зачинателей лабораторного движения.

Театр кукол в Екатеринбурге официально по документам появился 6 ноября 1932 г., а до этого группа энтузиастов кукольников поставила на базе ТЮЗа кукольный спектакль «Степка-растрепка». Успех у маленьких зрителей собственно и решил судьбу кукольников – театру кукол в городе быть! Путь театра был непрост, несколько раз театр был на грани вымирания, труппу неоднократно распускали. Почти 30 лет театр скитался, не имея собственного дома. В 50-е годы театр жил в небольшом помещении по адресу: ул. Ленина, небольшие комнаты на первом этаже. У входа, в маленькой комнатушке, находилось самое ценное – упакованные в ящики и бережно хранимые декорации к спектаклям и куклы. В 1964 г., после 32 лет скитаний у театра появился собственный дом на улице Мамина-Сибиряка. Новый театр открылся постановкой А. Брандта «Катькин день». В 1969 году на сцене театра выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино Роман Виндерман поставил свой дипломный спектакль «Снежная королева», где впервые играли не куклы, а актеры в масках. Союз молодого режиссера и свердловских кукольников дал прекрасные результаты: возникла новая театральная эстетика, актер вышел из-за ширмы, появились необыкновенные куклы и философского наполнения спектакли. Параллельно со Свердловским театром возникли эксперименты В. Шраймана в Магнитогорске, В. Вольховского в Челябинске. Фестиваль театров кукол «Большой Урал» в 1975 году зафиксировал это экспериментальное движение. Его преемником стал екатеринбургский фестиваль «Петрушка Великий». Впоследствии главными режиссерами театра были Владимир Гаранин и Евгений Сивко. Успех театру принесли куклы художника Андрея Ефимова, удивительной театральной фантазии спектакль «Картинки с выставки» с музыкой Мусоргского – номинировался на «Золотую Маску» в 1997 г., а Ефимов ее получил как «лучший художник в театре кукол». Театр имеет две сцены и маленькое пространство под крышей именуемое «Мамин зал» для самых крошечных зрителей.

«Коляда-Театр» – классический пример авторского театра, где все, от репертуара до принципов существования труппы определяет один человек, драматург и режиссер Николай Коляда.

По мнению столичных и зарубежных журналов, посещение театра входит в обязательную программу путешествия в Екатеринбург. Как режиссер, Коляда начинал еще в академической драме, где много лет служил актером. В 2004 г. «Коляда-театр» обзавелся маленькой собственной труппой и первым домом — подвальным помещением на проспекте Ленина. Получив первый опыт выселения, «Коляда-театр» перебрался в знаменитый в деревянный особняк на Тургенева. Этот дом, колоритный и подлинный по атмосфере на несколько лет стал местом притяжения театралов всей России: крошечный зал на 40 мест, сцена без кулис и задников, абсолютно все, сделанное «своими руками». А в конце 2013 г. Коляда-театр въехал в новое здание, бывший кинотеатр «Искра» с двумя залами был реконструирован специально для труппы Коляды, и началась совсем новая жизнь. Каждый год Коляда-театр проводит Международный конкурс молодых драматургов «Евразия» — любимое дитя Николая Коляды, основателя школы уральской драматургии, популяризатора пьес и имен молодых авторов, в том числе своих учеников. Международный театральный фестиваль и «Коляда-Plays» впервые прошёл в 1994 г., возобновлён в ежегодном формате с 2008 г.. На нескольких театральных площадках в течение десяти дней не менее 20 коллективов из самых разных городов России и зарубежья представляют спектакли по пьесам Николая Коляды, представителей «уральской школы драматургии» и лауреатов конкурса «Евразия».

Современная хореография

Российский современный танец – contemporary dance – живет и развивается не так уж и давно: каких-то три десятилетия. Как альтернатива и дополнение классическому и народному танцу он появился в тот важный момент истории страны, когда многое менялось. Новый танец формировал другой образ культуры: вместо незыблемых канонов и верности традициям – отсутствие догм, сила индивидуального сознания, плюрализм. Сегодня это сложный конгломерат явлений, направлений, техник и средств телесно-кинетической выразительности. В работах хореографов фиксируется «пластический отчет» о состоянии духа современного человека, постоянно балансирующего на грани надежды и отчаяния, живущего в бесконечной смене эмоциональных состояний.

Новый танец в России имеет явно нестоличное происхождение. Экспериментальные театры возникали чаще всего не там, где сильны академические охранительные традиции. Сценической площадкой для становления российского contemporary dance послужила прежде всего русская провинция. Именно на Урале три десятилетия назад появились труппы, ставшие главными действующими лицами этого процесса. А центр Урала, город Екатеринбург, российская пресса давно окрестила столицей современного танца. Здесь работают не только признанные лидеры, обладатели главной театральной премии России «Золотая маска» «Провинциальные танцы» во главе с Татьяной Багановой и «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова», а также ТанцТеатр, наводящий мосты с современной западной хореографией. Кроме этих трупп, хорошо известных в России, но и за ее пределами стоит назвать Независимую команду «Киплинг», танцевальную компанию «Окоем» Александра Гурвича, развивающуюся под крылом Гуманитарного университета. Кстати, именно в этом вузе открылся первый в стране факультет современного танца. За эти годы в Екатеринбурге появилось немало школ и студий современного танца, ежегодно возникают новые проекты и танцевальные компании: «2046», «Zonka», Проект Екатерины Жариновой, Минога-данс-компани Ильи Манылова и др. А еще множество любительских коллективов, из которых рекрутируется новое поколение танцовщиков и хореографов. Словом, Урал вот уже третий десяток лет ежегодно выбрасывает на художественное поле все новые и новые побеги, и новые данс-труппы добавляют свежие краски в общую картину. Ну а главные хиты и весомые достижения жанра отбирает и отмечает самый крупный в этой области искусства фестиваль НА ГРАНИ. Проводимый в Екатеринбурге международный форум неизменно вызывает большой интерес, в том числе молодежной аудитории. И это еще одна особенность уральской столицы, ведь если где и сформирована среда для восприятия нового искусства, то именно в Екатеринбурге: здесь всегда полные залы.

Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» свое необычное имя получил еще при создании, в 1990 г., а статус муниципального – лишь в 2010 г.. До этого были трудные годы существования в ранге частного театра. Его создатель и бессменный хореограф Татьяна Баганова первой обозначила «авторские знаки» в современной хореографии – яркие, запоминающиеся, определившие стиль коллектива. Баганова — хореограф мирового класса, а ее данс-театр собрал все мыслимые награды, существующие в жанре contemporary dance (победы на фестивалях в Витебске, Ганновере, Париже, Казани и, конечно, на «Золотой Маске» в Москве). Театр «Провинциальные танцы» соединил в своем творчестве элементы хореографии, пластического и драматического театра. Эстетика «провинциалов» – жесткое подчинение внешнего движения движениям внутренним, а главные принципы «устройства» спектакля – синтез движения, музыки, света и любых вспомогательных элементов, способных выразить идею. Труппа не один раз проходила стажировку на American Dance Festival в Дареме (США), где представляла свои постановки. С коллективом работали самые разные современные хореографы – Кристин Брунель (Германия), Анук ван Дайк (Голландия), Иоахим Шлёмер (Германия), Ури Ивги и Иохан Гребен (Голландия-Израиль), Александр Пепеляев, Анна Абалихина, Иван Естегнеев. Театр гастролировал в 19 странах мира, 33 городах России. Труппа театра первой из современных участвовала в постановке спектакля «Весна священная» на сцене Большого театра. В творческом активе – 12 номинаций и 5 премий «Золотая Маска».

«ТанцТеатр» – еще один хореографический театр Екатеринбурга. Его идеолог балетовед Олег Петров, кандидат искусствоведения, еще в 1990 г. стал одним из основателей современного балета Екатеринбурга, возглавив театр «Пируэт» – впоследствии «Балет плюс» и Екатеринбургский театр танца. Здесь возродились забытые хореографические шедевры, такие как балет Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» и миниатюры Касьяна Голейзовского. Также с легкой руки Олега Петрова в Екатеринбург пришел современный европейский танец в лице венгра Пала Френака и французов Карин Сапорта, Одиль Дюбок, Каролин Карлсон, Тьерри Маландена, Кристин Ассид. Спектаклям театра аплодировал Париж, Биарриц, Монпелье, Генуя, Севилья, Женева и Бостон, состоялся большой гастрольный тур по странам Юго-Восточной Азии. Работа только с европейскими хореографами остается, как и прежде, принципиальной позицией Олега Петрова. Спектакли Танцтеатра номинировались на «Золотую Маску».

«Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» театральная Россия открыла для себя весной 2002 г. Тогда мало кому известные провинциалы со спектаклем «Голос» неожиданно для многих стали лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца». А в родном Екатеринбурге «эксцентрики» были известны и любимы много раньше, именно здесь Сергей Смирнов создал свой авторский театр. Как и многие, он использует самые разные виды и техники хореографии, при этом остается абсолютно уникальным: открытой эмоциональности такого накала и тонкой психологической нюансировки почти не встретить в современном танце. Как не дождаться и удивительных ощущений тепла, сострадания и человечности, буквально разлитых в его работах: «Сладкое утро», «За дверью», «Отражение», «Маленькие истории, рассказанные другу», «След на траве», «Тряпичный угол», «Выход», «Выше неба», Хронотоп». В труппе Смирнова – превосходные танцовщики, выпестованная им молодежь, и два отменных солиста, главные протагонисты его постановок: Ашот Назаретян и Татьяна Брызгалова. В 2003 г. Смирнову поступило предложение стать хореографом Театра музыкальной комедии: войти вместе со всем коллективом в состав академической труппы, и при этом, не потерять своей независимости. В итоге, в спектаклях музкомедии появилась современная хореография неакадемического толка. «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» не раз побеждал на российских и международных фестивалях современного танца и становились также лауреатами «Золотой Маски».

Международный фестиваль современного танца «НА ГРАНИ» впервые прошел в 2008 г. Фестиваль, отражающий актуальные направления и поиски современной хореографии, обычно проводится на многих театральных площадках города и пользуется популярностью зрителей. Название фестиваля – «НА ГРАНИ» – многозначно по смыслу, оно отражает его евразийское местоположение, подразумевает экстремальность существования российского contemporary dance, по-прежнему, лишенного полной легитимности и господдержки. Подчеркнута и постоянная жанровая «пограничность» современного танца, почти всегда выступающего в тесном контакте с другими видами творчества: актуальной музыкой и драмой, мультимедиа и визуальным искусствами. Организатор фестиваля «НА ГРАНИ» – Свердловский театр музыкальной комедии во главе с энергичным Михаилом Сафроновым, открывшим двери академического театра для смелых неформальных экспериментов. Арт-директор – театральный критик Лариса Барыкина, ей принадлежит разработка концепции и формирование программы. В фестивале принимают участие известные российские танцкомпании из Москвы, Казани, Перми, Челябинска, других городов и, конечно, Екатеринбурга. Зафиксировать роль столицы Урала как одного из первых и главных центров современного танца в России – также числится среди целей хореографического форума. Международный статус поддержан спектаклями из Франции, Германии, Эстонии, Дании, Италии, США. Важной компонентой является off-программа: мастер-классы, резиденции приглашенных хореографов, ежевечерние дискуссии и круглый стол. Формат фестиваля – не конкурс, но встреча-диалог стилистически разных танцевальных направлений.

Детский театр балета «Щелкунчик».Есть в Екатеринбурге особый театр. Его история началась 30 лет назад со скромной хореографической студии, постепенно превратившейся в настоящий детский театр балета, в итоге получивший муниципальный статус. В «Щелкунчике» обучают премудростям классического танца и ставят многоактные балетные спектакли по мотивам любимейших детских сказок в авторской хореографии создателя театра, балетмейстера Михаила Когана. За прошедшие годы их родилось немало, 27 названий: «Чиполлино», «Конёк-Горбунок», «Белоснежка», «Дюймовочка», «Золушка», «Кот в сапогах»… Все партии здесь исполняют юные артисты в возрасте от 5 до 17 лет, а всего их в труппе около 200. На представлениях «Щелкунчика» – всегда полный зал, театр этот по-настоящему семейный, и уже не одно поколение зрителей благодаря его спектаклям сделалось поклонниками классического балета.

В истории театра – аншлаги и премьеры, гастроли по стране и за рубежом, немалое количество победных призов и наград таких фестивалей, как «Каменный цветок», «Берега Надежды», «Синяя птица» и др. Губернаторская премия 1996 г., присужденная балетмейстеру Михаилу Когану и педагогу Тамаре Едиг, стала серьезным итогом первого десятилетия жизни. Более полутора тысяч воспитанников прошли обучение в его хореографических классах. И хотя не все из них выбрали себе балетную профессию, лучшие оказались востребованы в разных хореографических труппах Екатеринбурга, страны и даже за рубежом. Больше всего выпускников детского театра сейчас танцует в Екатеринбургском академическом театре оперы и балета, который в свое время стал его учредителем. Вадим Вяткин, в то время возглавлявший Оперный театр, разглядел прекрасную перспективу и пользу для «взрослого театра». Вообще, модель «Щелкунчика» – одновременно театра и школы – оказалась более чем актуальной для города, где долгое время не было собственного хореографического училища. Создавать подобные детские студии стали и другие театры города.

Почти два десятка лет детский театр жил в непростых, отнюдь не сказочных условиях. «Щелкунчик» давал утренние спектакли на сцене Оперного театра, а вот репетировать было порой негде. Неприспособленные помещения, подвалы сменяли друг друга, бесконечно муссировался вопрос о собственном доме для детского театра. Наконец, в 2009 г. «Щелкунчик» торжественно въехал в свой новый дом на улице 8-Марта. В заметном архитектурном сооружении с маленькими остроконечными башенками и нарядным зеркальным фасадом сегодня вряд ли кто узнает бывший кинотеатр «Мир». Есть 4 прекрасных балетных класса и сцена с залом на 400 мест, на которой уже родились новые спектакли. Детский театр гостеприимно распахнул двери не только для своей публики. Сегодня это популярное и любимое место, здесь проходят гастрольные показы, творческие вечера, фестивали, конкурсы, мастер-классы. Одна из громких инициатив – Международный детско-юношеский конкурс исполнителей классического танца «Щелкунчик приглашает», собирающий на своей площадке две с половиной сотни юных танцовщиков в возрасте от 10 до 17 лет из многих городов страны и даже из-за рубежа. Жюри возглавляет народный артист РФ, в прошлом художественный руководитель балетной труппы Большого театра Сергей Филин.

В Екатеринбурге сформировался пул знаковых для города театральных фестивалей, имеющих всероссийскую и международную известность: Всероссийский фестиваль «Реальный театр» (организатор ТЮ проводится с 1990), Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» (Театр кукол, с 2002), Международный театральный фестиваль современной драматургии Коляда-Plays (проводится с 2008), Международный фестиваль современного танца НА ГРАНИ (с 2008). Особое место занимает областной фестиваль-конкурс на лучшую театральную работу года «Браво!» (организатор СО СТД, проводится с 1998), собирающий лучшие спектакли Екатеринбурга и театров области. На этом фестивале всегда можно увидеть – каков театральный пейзаж минувшего сезона, понять, кто в лидерах, а кто в аутсайдерах, побывать на профессиональных обсуждениях спектаклей. На фестивале вручаются дипломы и статуэтки, званием лауреата конкурса «Браво!» екатеринбургские театралы неизменно гордятся.

Несомненную поддержку театральным коллективам оказывает система грантов Губернатора Свердловской области. Существует с 2011 г., проводится на конкурсной основе по заявкам.

18 грантов для учреждений культуры и искусства, фондов и некоммерческих организаций распределяются по трем номинациям: «Создание новых театральных постановок большой формы, организация и проведение межрегиональных, международных гастролей» – 4 гранта по 7 млн. рублей, «Создание новых театральных постановок малой формы, концертных программ, других публичных представлений» – 8 грантов по 500 тыс. рублей, «Организация и проведение региональных, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов в сфере театрального, музыкального, хореографического искусства» – 6 грантов по 3 млн. рублей. Заявок, как правило в разы больше, но в итоге обладателями становятся не только крупные «монстры», но и маленькие театры и независимые компании.

В Екатеринбурге довольно активная гастрольная жизнь. Столичные театры регулярно появляются на подмостках города. Гастроли организуют и частные лица, но все более – крупные агентства, такие как арт-холдинг «Ангажемент», «Премиум», театральный клуб «Антракт». Самый крупный и известный игрок на этом поле – «Ангажемент», его лидеру Татьяне Самойловой удалось приучить екатеринбуржцев к хорошему театру, благодаря ей столичные антрепризные «чесы» если не ушли в прошлое, то оказались сильно потеснены постановками выдающихся российских режиссеров. Особый проект «Ангажемента» – сотрудничество с фестивалем «Золотая Маска», гастроли спектаклей победителей Национальной премии.

Как и во многих российских регионах существует проблема театральной экспертизы и театральной журналистики, хотя в Свердловском отделении СТД традиционно сильна секция критики. В разные годы кроме отделов культуры местных газет театральную жизнь освещали издания, недолго существовавшие как проекты: «Пульс культуры», «Арт-виват», «Театральный сезон» и некоторые другие. Сегодня в Екатеринбурге издается только один журнал «Культура Урала, по своему формату – такая «выставка достижений» театрального хозяйства. В некоторых крупных театрах есть свои корпоративные издания (газета в Оперном театре, журнал «Академия драмы» в Драме и др.). Но этого, конечно, недостаточно. О театральных премьерах регулярно пишут местные СМИ и интернет-издания. Но, как правило, в чисто информативном ключе.

Проблемы, перспективы и рекомендации

  1. Одна из главных проблем театрального Екатеринбурга сегодня – наличие нескольких уровней у театров государственного подчинения (федеральный, областной, муниципальный), театры живут в одном городе, но совершенно в разных финансовых и прочих условиях. Это не создает здоровой конкуренции, только наоборот. Это, конечно, общероссийская проблема, но у екатеринбургских учредителей театров тоже есть тенденция «разбежаться по квартирам», традиционный спор «город – область» до сих пор не исчерпан. Эту старинную тенденцию надо преодолевать.
  2. Проблема всех российских регионов – проблема кадров и проблема их компетенции. Сегодня театральный директорат выглядит местами обновленным и перспективным, но отнюдь не во всех театрах. Кроме того, во многих театрах нет настоящих художественных лидеров, либо они в том возрасте, когда надо думать о смене, готовить себе преемника. В Опере и Драме много лет отсутствуют главные режиссеры, в целом институт главных специалистов сильно деформирован. Понятно, что полная власть теперь в руках директоров, но в итоге театры должны стать интендантскими, а не директорскими, ибо глава театра несет ответственность не только за финансовый результат, но и за художественный.
  3. Смена театральных моделей и форматов, театр проектный теснит театр стационарно-репертуарный – эту тенденцию власти практически игнорируют. У художественных идей, ждущих своей реализации совсем не равные стартовые условия.
  4. Огромное количество театров и проектов не породило никакого «строительного бума». Начиная с 80-х годов появилось только два новых театральных здания – театр «Щелкунчик» «Коляда-театр», и то, и другое – на месте и в стенах советских кинотеатров. Плюс открыто после ремонта несколько вторых сцен в основных театрах (Куклах, Драме, Музкомедии, ТЮЗе). Это очень мало для полуторамиллионного города. Нужна хотя бы одна, полностью оборудованная открытая театральная площадка для проектной деятельности (по типу «ЦИМа).
  5. Кажущаяся незыблемой схема государственных театров всех уровней будет подвергаться коррозии. Будут стагнировать многие авторские театры, и возникать новые театральные предложения, новые театральные проекты. К этому процессу власти совершенно не готовы. Наверное, вместо того, чтобы финансово обеспечивать «мертвые» театры, должна быть придумана процедура их переформатирования или ликвидации. О проблемах творческом существовании малых авторских театров после ухода из жизни их лидеров, очень хорошо известно и в Екатеринбурге.
  6. Постоянный отток художественных сил, в прежние годы уезжающих в Москву и Петербург, а сегодня – еще дальше – один из главных минусов екатеринбургской театральной жизни. Надо создавать условия для роста и реализации собственных талантов. Чтобы не приходилось, к примеру, Оперному театру приглашать второсортных западных дирижеров, или искать их по столичным театрам, в то время, как бывшие екатеринбуржцы разворачивают свою карьеру в Москве.
  7. Когда театры уйдут из сферы услуг (а серьезные движения на государственном уровне уже есть), возникнет острая необходимость в оценке деятельности театров, не связанной только с количественными и чисто финансовыми показателями. Необходим институт независимой экспертизы. Государственным структурам нужно создавать условия для работы независимых экспертов. В том числе – по оплате их труда. С этим связана и проблема театральной критики, сегодня писать о театре подчас невозможно, нет профильных отделов и изданий, нет соответствующей оплаты труда, в итоге профессия критика исчезает.
  8. Необходим, возможно, даже не один грантовый конкурс для театров малых форм, частных, проектов. Одного – Губернаторского – явно недостаточно.

Повторяем рекомендацию из главы «Музыка»: для культурной самоидентификации городу очень нужен крупный мультижанровый фестиваль, с брендовым именем, объединяющий разные искусства и жанры. Этому сегодня мешает разобщенность всех институций – постоянная проблема Екатеринбурга и области. Объединение под флагом мощной культурной идеи просто необходимо.