Обсудить

Скачать

5.2. Экономика и городское хозяйство

Екатеринбург – город, в котором гармонично сочетается несочетаемое. Созданный как горно-металлургический завод и прошедший через все этапы развития индустриального уклада, этот крупнейший центр металлургии и машиностроения уже в советское время начал свой переход в постиндустриальную эпоху, о чем свидетельствуют Исторический сквер и Плотинка – крупнейшие общественные пространства города в самом его центре – на месте первого Екатеринбургского завода. Оставаясь крупным промышленным центром, Екатеринбург уверенно движется по пути развития креативной экономики, которая наряду с развитием инноваций является сегодня лейтмотивом екатеринбургских стратегических планов, включая заявки на проведение в городе Всемирной выставки ЭКСПО-2025 и спортивной Универсиады.

Однако креативная экономика и инновационное развитие в большинстве своем пока только в планах, которые, к тому же, ограничены возможностями муниципального бюджета. Поэтому проведение ЭКСПО-2025 с актуальной темой «Преобразуя мир: Инновации и лучшая жизнь – для будущих поколений» рассматривалось городскими и региональными властями как уникальная возможность повернуть развитие города по задуманному пути. И несмотря на то, что по итогам голосования в Париже заявка Екатеринбурга заняла второе место, региональные власти декларируют намерение реализовать все, что было задумано в рамках подготовки к ЭКСПО. Для этого у города есть неплохие шансы: в Екатеринбурге достаточно крупных предприятий федерального и международного уровня; его статус столицы Урала и де-факто города федерального значения не вызывают никаких вопросов. По-прежнему самая развитая после Москвы и Санкт-Петербурга культурная инфраструктура и естественным образом образовавшаяся концентрация неправительственных медиа федерального уровня создают значимый событийный и информационный фон, тот самый креативный потенциал, который невозможно не заметить на самом верху. Получается, что у Екатеринбурга есть все, чтобы реализовать амбициозные проекты: идеи, ресурсы, окружение, территория. Есть даже подходящие поводы: приближающееся трехсотлетие со дня основания города, например. Осталось только понять, есть ли способная на реализацию этих амбиций административная команда единомышленников, которая сможет сплотить вокруг себя горожан и бизнес, запустить процесс воплощения идей в жизнь.

Пока же мы можем с уверенностью говорить о высоком потенциале развития креативного сектора экономики Екатеринбурга. Являясь наследником свердловского «культурного взрыва», Екатеринбург достаточно хаотично, не системно, но вполне продуктивно использует его энергию в творческих индустриях. Рекламные и креативные агентства города регулярно получают призы международных конкурсов и фестивалей, и их продукты можно увидеть по всему миру. Немаловажен здесь тот факт, что международный аэропорт Кольцово имеет регулярные прямые рейсы с крупными европейскими и азиатскими городами, что существенно повышает существенный для развития креативной экономики фактор – глобальную связность и мобильность граждан.

Не имея сформулированной стратегии развития креативного сектора экономики, городские власти, тем не менее, стараются развить наработанный креативный потенциал. В Екатеринбурге есть все типы театров и музеев, на высоком уровне развито начальное и среднее эстетическое и творческое образование, работает уникальный для России творческий муниципальный вуз – Екатеринбургская академия современного искусства. Однако высокий уровень базового творческого образования дает и отрицательные для города плоды. Ввиду отсутствия возможностей дальнейшего развития творческих навыков, молодые люди, окончившие школы искусств, с легкостью поступают в столичные и заграничные вузы, навсегда увозя с собой частицу креативного потенциала родного города.

Екатеринбург на карте России и мира

Екатеринбург – город-миллионник, муниципальное образование со статусом городского округа, областной центр Свердловской области, административный центр Уральского Федерального округа, центр Екатеринбургской агломерации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2018 г. население Екатеринбурга составило 1 501 652 человека. По численности населения Екатеринбург занимает четвертое место среди городов России после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Екатеринбургская агломерация – также занимает четвертое место по численности населения, уступая лишь Московской, Санкт-Петербургской и Самарско-Тольяттинской агломерациям, при этом она относится к числу трех самых развитых постиндустриальных агломераций России.

Численность населения городов-миллионников России

Рис.1. Численность населения городов-миллионников России, тыс. чел (данные: Росстат)

Исторически Екатеринбург формировался как крупный финансово-промышленный центр уральского региона. С одной стороны, в нем сконцентрированы мощности крупнейших предприятий машиностроения, металлургии, химической и других отраслей промышленности. С другой стороны, город имеет выгодную торговую локацию: расположен непосредственно на Транссибирской магистрали, является крупным железнодорожным узлом, укомплектован международным аэропортом Кольцово, через город проходят 6 федеральных автомобильных трасс. Эти особенности позволили Екатеринбургу стать третьим по объему экономики городом России и войти в список 600 крупнейших городов мира, производящих 60% мирового ВВП.

Екатеринбург является центром не только с точки зрения административно-территориального деления. В городе укоренились штаб-квартиры крупных межрегиональных компаний, ведомственных предприятий и иных надтерриториальных образований. Например, в Екатеринбурге расположены штаб Центрального военного округа, президиум Уральского отделения Российской академии наук, Объединенное диспетчерское управление Единой энергетической системы Урала, охватывающей 11 субъектов РФ, Уральский федеральный университет. В Екатеринбурге базируются редакции известных интернет-изданий федерального уровня – znak.com, ura.ru, ФедералПресс и других.

В сравнении с другими городами-миллионниками России, Екатеринбург является одним из лидеров развития. Согласно рейтингу устойчивого развития городов, который ежегодно составляет рейтинговое агентство SGM, по итогам 2015 г. Екатеринбург занимает третью позицию по устойчивости развития среди городов-миллионников (за исключением городов федерального значения), уступая лишь Краснодару и Перми. Оценка устойчивого развития городов производится на основе анализа 32 статистических показателей, характеризующих город по трем основным категориям: состоянию экономики и городского хозяйства, социальной сферы, а также экологической обстановке.

Рейтинг устойчивого развития городов-миллионников России

Рис. 2. Рейтинг устойчивого развития городов-миллионников России – Агентство SGM

Демографическая ситуация в Екатеринбурге относительно позитивная, численность населения устойчиво растет. По итогам 2017 г. прирост населения составил 0,27%.

Общий коэффициент естественного прироста населения в городах-миллионниках

Рис.3. Общий коэффициент естественного прироста населения в городах-миллионниках, % (данные: Росстат

Доходы муниципального образования город Екатеринбург также устойчиво растут. Среди муниципальных образований городов-миллионников, по итогам 2017 г. Екатеринбург является городом с самым большим профицитом бюджета. При этом расходы на культуру в бюджете Екатеринбурга занимают ощутимое место.

Доходы бюджетов муниципальных образований

Рис. 4. Доходы бюджетов муниципальных образований, млрд руб. (данные: Росстат)

Доходы бюджетов муниципальных образований на душу населения

Рис. 5. Доходы бюджетов муниципальных образований на душу населения, тыс. руб. (данные: Росстат)

Расходы бюджетов муниципальных образований

Рис. 6. Расходы бюджетов муниципальных образований, млрд руб. (данные: Росстат)

Расходы бюджетов муниципальных образований на душу населения

Рис. 7. Расходы бюджетов муниципальных образований на душу населения, тыс. руб (данные: Росстат)

Профицит/дефицит бюджетов муниципальных образований

Рис. 8. Профицит/дефицит бюджетов муниципальных образований, млрд руб. (данные: Росстат)

Профицит/дефицит бюджетов муниципальных образований на душу населения

Рис. 9. Профицит/дефицит бюджетов муниципальных образований на душу населения, тыс. руб. (данные: Росстат)

Структура хозяйствования в сфере культуры города Екатеринбурга

Являясь административным центром Свердловской области, Екатеринбург в полной мере попадает в зону влияния сразу трех уровней власти – федеральной, областной и муниципальной. Не последнюю роль в культурной жизни города играют ведомственные учреждения культуры. Наличие же большого количества крупных промышленных предприятий, имеющих достаточно высокие бюджеты КСО, вкупе с высоким уровнем творческого образования, обеспечивает присутствие разнообразных частных учреждений культуры, творческих коллективов и деятелей культуры, финансируемых за счет предприятий и средств меценатов.

Федеральный уровень в Екатеринбурге имеют 5 музеев, 4 театра, 8 образовательных организаций. Министерство культуры РФ выполняет функции учредителя трех учреждений: Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Екатеринбургского государственного театрального института и Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Кроме того, к федеральным объектам культуры можно отнести и ОАО «Свердловская киностудия», 100% акций которого пока принадлежит государству, а также Екатеринбургский цирк – филиал Росгосцирка. К ведомственным учреждениям федерального подчинения относятся Дом офицеров Центрального военного округа Министерства обороны России и Ельцин-центр Управления делами Президента РФ.

Статус областного имеют 14 музеев, 3 театра, 4 концертные организации и 6 образовательных организаций. В ведении Министерства культуры Свердловской области находятся академическая и детская филармонии, Уральский центр народного искусства, 4 библиотеки, Дворец народного творчества, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, Мультимедийный исторический парк «Россия – Моя история», 7 образовательных учреждений в сфере культуры, 3 музея, а также редакция литературно-художественного и публицистического журнала «Урал».

Управление культуры администрации муниципального образования является учредителем 63 учреждений культуры, среди которых 2 библиотечных центра, 5 музеев, 4 театра, дом музыки, 11 домов и центров культуры, зоопарк, парк культуры и отдыха, 37 школ искусств и одно высшее учебное заведение. Управление культуры является основным административным оператором культурно-массовых мероприятий города.

Частный сектор в культурной среде Екатеринбурга представлен достаточно обширно. По количеству частных театров город занимает первое место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. В Екатеринбурге функционирует большое количество частных музеев, галерей, кинотеатров, театров, студий, образовательных центров, независимых творческих коллективов. Немаловажную роль в культурной среде играют и предприятия общественного питания, уровень сервиса и разнообразие которых в значительной мере подтянулись к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г.

Число мест в ресторанах, барах и кафе городов-миллионников России

Рис. 10. Число мест в ресторанах, барах и кафе городов-миллионников России (данные: Росстат)

Число мест в ресторанах, барах и кафе городов-миллионников России на 1000 человек населения

Рис. 11. Число мест в ресторанах, барах и кафе городов-миллионников России на 1000 человек населения (данные: Росстат)

Екатеринбург лидирует среди городов-миллионников по общему количеству мест в кафе, барах и ресторанах, однако при пересчете этого показателя на душу населения уступает Краснодару, Красноярску и Казани. Но если бы можно было посчитать другой индекс – количество дизайна на единицу площади предприятия общепита, Екатеринбург тут был бы на первом месте с большим отрывом. Этот феномен является еще одним подтверждением того, что Екатеринбург является одним из лидеров по концентрации креативного класса. Здесь располагается большое количество дизайнерских бюро, рекламных и креативных агентств мирового уровня. По результатам исследования «Индекс креативного капитала 2016», Екатеринбург получил самый высокий балл среди исследуемых городов по показателям уровня развития креативной экономики, обогнав Москву и Санкт-Петербург. Событийная линейка города также пестрит узнаваемыми на федеральном и региональном уровне мероприятиями: международная промышленная выставка Иннопром, фестиваль Ural Music Night, Уральский региональный форум Культуралика, Уральская индустриальная биеннале современного искусства и другие.

Уровень потребительских цен на услуги организаций культуры Екатеринбурга достаточно высок по сравнению с другими городами-миллионниками, что создает определенные предпосылки для развития частного сектора культуры. Особенно выделяется уровень цен на билеты в музеи города.

Средняя цена билета

Рис. 12. Средняя цена билета, руб., на октябрь 2018 г. (данные: Росстат)

Спрос на услуги организаций культуры достаточно высокий и по отдельным направлениям он постоянно увеличивается. Так, по данным отчета об итогах социально-экономического развития города в 2017 году, по отношению к 2016 году в 2017 году число зрителей в муниципальных театрах выросло на 7% (до 309 тысяч посещений профессиональных муниципальных театров в год), число участников массовых культурных мероприятий – на 22% (до 548 тыс. человек). Однако в то же время годовые показатели по числу зрителей в кинозалах и числу посетителей музеев снизились на 4% (502 тыс. чел и 693 тыс, чел), а книговыдача библиотек осталась почти без изменений (подросла на 1% - до 5179 тыс. экземпляров).

Финансирование культуры

Финансирование культуры в большинстве случаев является инструментом реализации культурной политики тем или иным субъектом. В России исторически сложилась многоканальная схема финансирования культуры, и Екатеринбург здесь не является исключением. Органы государственной и муниципальной власти финансируют свои организации культуры, охотно реализуют программы развития, организуют и поддерживают различные мероприятия. Крупный бизнес также охотно идет туда, где есть государственная поддержка, выделяя дополнительное финансирование на государственные и муниципальные культурные проекты, спонсируя государственные организации культуры и реализуя собственные программы корпоративной социальной ответственности.

С экономической точки зрения культура Екатеринбурга является субсидируемой отраслью народного хозяйства. В расходной части бюджета города культура занимает около 2,6%. Культурные объекты соответствующего подчинения финансируются из федерального и регионального бюджетов. В настоящее время эффективность государственного и муниципального финансирования сферы культуры, к сожалению, не может быть в полной мере определена ввиду отсутствия критериев измерения такой эффективности. По тем же причинам не может быть определена и эффективность реализации государственной культурной политики, так как статистические показатели не являются комплексными и не отражают изменения, происходящие на качественном уровне.

В отличие от государственных расходов, частные (корпоративные) расходы на культуру априори считаются эффективными. Критерии принятия решения о финансировании того или иного культурного мероприятия разнятся в зависимости от конкретного субъекта, но в целом все эти расходы принимаются и оцениваются по трем основным направлениям:

  • формирование позитивного имиджа компании (бренда) и ее владельцев;
  • рост внешней (клиенты, партнеры, органы власти) и внутренней (сотрудники) лояльности;
  • реализация собственных интересов в сфере культуры владельцами и топ-менеджментом компании.

В связи с тем, что в Екатеринбурге исторически расположились штаб-квартиры крупных промышленных концернов и корпораций, финансирование культуры из негосударственных источников находится на достаточно высоком уровне. На сегодняшний день все без исключения крупные компании имеют бюджеты на корпоративную социальную ответственность, существенную часть которых занимает сфера культуры.

Например, УГМК держит на балансе 3 дворца культуры, финансирует Венский фестиваль музыкальных фильмов в Екатеринбурге, Всемирный фестиваль клоунов в Екатеринбургском цирке, проводит массу корпоративных проектов. Крупные городские инвестиционные проекты в сфере культуры, например, планируемое строительство нового зала Филармонии, также реализуются при внушительной поддержке частного бизнеса.

Расходы на культуру и кинематографию в бюджетах муниципальных образований

Рис. 13. Расходы на культуру и кинематографию в бюджетах муниципальных образований, млрд руб (данные: Росстат)

Расход на культуру и кинематографию в бюджетах муниципальных образований на душу населения

Рис.14. Расход на культуру и кинематографию в бюджетах муниципальных образований на душу населения, тыс. руб. (данные: Росстат)

Расход на культуру и кинематографию в бюджетах муниципальных образований на душу населения

Рис. 15. Доля расходов на культуру и кинематографию в бюджетах муниципальных образований (данные: Росстат)

Консульства иностранных государств, в большом количестве расположенные в Екатеринбурге, реализуют культурную политику своих стран путем осуществления как собственных, так и совместных проектов. Например, в Генеральном консульстве США в Екатеринбурге работает отдел культуры, организовывающий регулярные мероприятия, направленные на продвижение американской культуры, а популярный фестиваль «URAL MUSIC NIGHT» проходит при поддержке консульств Венгрии, Дании, США, Германии и ЮАР.

Анализируя сложившуюся систему финансирования сферы культуры, можно подытожить, что в Екатеринбурге реализуется культурная политика трех основных групп субъектов: государственной и муниципальной власти, бизнес-структур и представительств иностранных государств.

Анализ документов стратегического планирования социально-экономического развития города Екатеринбурга

25 мая 2018 г. Екатеринбургская городская дума утвердила Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 г.

 

Рис. 16. Направления стратегического плана развития города Екатеринбурга до 2030 г.

В целом этот стратегический план можно характеризовать как гуманитарно-инновационный, хотя многие из целей в нем определены достаточно расплывчато. Общая идея плана развития сформулирована в миссии города, которая заключается в усилении Екатеринбурга как российского центра образования, наукоемкого производства и высокотехнологичного сервиса, встроенного в региональные, национальные и глобальные экономические процессы и обеспечивающего конкурентоспособность городской экономики и комфортность городского пространства для жизнедеятельности населения.

Цели верхнего уровня ориентированы прежде всего на качественные показатели развития. Например, девиз стратегического развития города «Качество жизни, инновации, партнерство», а стратегическая цель развития Екатеринбурга – обеспечение достаточного, высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан.

Для реализации стратегической цели план опирается на три основных кита:

  • развитие личности;
  • развитие сообщества;
  • развитие пространства.

Для реализации этих подцелей в плане предусмотрены соответствующие муниципальные программы развития. Для развития сферы культуры в стратегический план включена программа «Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства», целью которой в том числе является сохранение и развитие городской культурной среды.

При разработке стратегии в качестве базовых представлений о городе использовалась модель «Город-корпорация», а также идеи межрегиональной и мировой интеграции, глобалистики. Данный подход, при всей его универсальности, все же смещает фокус с городской идентичности в сторону следования глобальным трендам, формируемым мировыми экономическими лидерами. Возможно, именно поэтому цели стратегического плана и выглядят несколько «размытыми».

Приведенный в плане анализ возможностей и угроз (SWAT-анализ) показывает, что сильными сторонами Екатеринбурга являются высокий уровень развития информационной инфраструктуры, социокультурной среды, активность и предприимчивость населения, что создает возможности для города в плане его развития, как межрегионального центра деловых, образовательных, медицинских услуг, туризма, а также расширения международных связей и повышения инвестиционной привлекательности города. Возможные угрозы складываются из усиления конкурентных преимуществ других городов-миллионников, недостаточности инвестиций в человеческий капитал и невосполнимости потерь в культурном наследии.

Таким образом, SWAT-анализ как на уровне возможностей, так и на уровне угроз показывает высокую значимость культурной среды для устойчивого развития Екатеринбурга. Возможно, именно благодаря этому основным направлением стратегического плана является «Сохранение и развитие человеческого потенциала», а видение будущего в рамках этого направления ориентировано на формирование креативной культурно-индустриальной среды, интегрированной в мировое культурно-образовательное пространство.

Выводы и рекомендации

  1. Для достижения стратегической цели, обозначенной в плане развития города, необходимо учитывать не только и не столько количественные, сколько качественные показатели и критерии эффективности. Заявленные количественные показатели успеха не могут констатировать достижения цели. В связи с тем, что качественных показателей на федеральном и региональном уровне пока не существует, городу необходимо выработать собственные показатели, методологию сбора и анализа данных, порядок оценки успешности и эффективности принимаемых мер (включая учет внутреннего творческого продукта по ОКВЭД на базе статистических отчетов предприятий города).
  2. Цели, декларируемые в стратегическом плане развития и в программе «Екатеринбург – мегаполис культуры и искусства» не соответствуют друг другу по своему масштабу. Необходима четкая привязка целей программы к целям стратегии.
  3. Екатеринбург мало знает о креативном секторе своей экономики и о культурной среде в целом. Обрабатываются исключительно количественные показатели, которые не отражают содержательного аспекта. Кроме того, муниципальные, региональные, федеральные и частные данные собираются разрозненно и не коррелируются, что исключает возможность глубокой аналитики в целях принятия решений. Необходимо создать интегральный банк данных в сфере культуры. XXI век –век цифровой экономики, в основе любого процесса управления лежит математическая модель, а в ее основе – структурированные цифровые данные. Городу необходимо сформировать собственный банк данных в сфере культуры, организованный по средовому принципу (без административных делений). Форматы, интерфейсы этого банка данных должны быть разные – от архивно-научных до рекламно-медийных. Доступ к банку данных должен быть у всех, кто реализует культурные проекты на территории города. Такой подход вместе с другими городскими сервисами в области творческих индустрий может сформировать в Екатеринбурге благоприятный креативный климат (аналогично климату инвестиционному) – такое состояние городской системы управления и инфраструктуры, которое способствует безбарьерному запуску и развитию на территории города творческих проектов. Кроме того, этот подход позволит эффективно распределять бюджетные расходы на культуру и повысить общую эффективность креативного сектора экономики.
  4. Креативный потенциал Екатеринбурга оценивается как чрезвычайно высокий, однако ни в стратегическом плане, ни в проектах администрации Екатеринбурга не видно инструментов, позволяющих использовать и наращивать этот капитал. Культура по-прежнему воспринимается как необходимая расходная часть городского бюджета, но не рассматривается как главный ресурс развития креативного сектора экономики, без которого невозможно инновационное развитие. Креативность плюс инновации – таким должен быть лейтмотив стратегического плана города, который в обязательном порядке должен содержать программу поддержки и развития креативных индустрий.
  5. Екатеринбург является одним из лидеров устойчивого развития среди городов-миллионников, однако в 2017 г. его позиция в первой десятке городов немного понизилась. Необходимо выделить показатели устойчивого развития, на которые влияет сфера культуры, определить механизмы влияния и реализовать мероприятия в целях достижения этими показателями достаточных значений.