Обсудить

Скачать

5.22. Медиа

Медиа – кровь сегодняшней цивилизации. Это и необходимая логистика для информации, и среда, в которой постоянно кодифицируются, проговариваются, формируются господствующая и альтернативные картины мира. Только наивные люди могут считать, что медиа, средства массовой информации, лишь «показывают», лишь «отражают» реальность. Сегодняшние медиа определяют, в какой конфигурации мир является человеку. По сути они делают действительность, делают нас. Медиа, создавая видимости, созидают целые явления нашей жизни, они стали едва ли не главной средой обитания сегодняшнего человека.

Медиа – один из главных акторов на рынке внимания человека, медиа – пожиратель внимания. Многие сегодняшние культурные практики буквально выстраиваются «под» медиа, под медийные технологии и ритмы.

Абсолютно справедливы разговоры о гипермедийности. Сегодня видны следующие тенденции развития, набухания медиа-среды:

  • радикальная демократизация;
  • новые принципы монетизации;
  • тотализация медиа, превращение в среду, в которой в том или ином качестве должны присутствовать все.

Сегодняшние медиа предоставляют собой эдакий онтологический сервис. Присутствие в медиа является доказательством самого факта существования того или иного явления культуры. Не менее важным является и то обстоятельство, что медиа-среда сегодня – это то место, в котором формируется социальная капитализация. Социальная (в том числе и соцсетевая) капитализация человека – новая интересная история. Еще немного и социальная капитализация будет иметь и монетарное измерение.

Значение медиа для культуры сложно переоценить. Медиа буквально «делают» культуру:

  • - управляя вниманием публики;
  • - создавая факты и артефакты культуры;
  • - конкурируя за внимание человека с другими отраслями символического производства.

Медиа-ландшафт Екатеринбурга

Екатеринбургский медиа-ландшафт отличается богатством, разнообразием и скорее напоминает столичный ландшафт, нежели региональный. Его можно структурировать согласно различным критериям:

  • по инвентарю;
  • по наличию или отсутствию института редактора.

Обзор екатеринбургских медиа в критериях инвентаря

Телевидение

Количество телевизионных компаний в Екатеринбурге по состоянию на 1 августа 2018 г. – 19. Есть городские эфирные телеканалы (4-й канал, АТН, 41-й канал, ЕТВ, екатеринбургский филиал РБК-ТВ), областные (Вести-Урал, ОблТВ), макрорегиональный (УрФО 24), международный (Союз). Опыт интернет-телевидения в Екатеринбурге следует признать пока неудачным. Единственный оставшийся интернет-телеканал «ЕТВ» остается на плаву благодаря сочетанию представленности в сети с эфирным вещанием. Такие проекты, как «Malina.am» и «Баррикада-ТВ» прекратили свое существование. Несомненным достоинством телевизионного рынка Екатеринбурга является наличие телеканалов с суверенной программной сеткой (ОТВ, 4 канал, Союз). Особенность Екатеринбурга – функционирование в зоне Екатеринбургской агломерации корпоративного телевидения (РМК-ТВ).

Можно говорить о том, что по состоянию на сегодняшний день происходит пересборка телевизионного рынка Екатеринбурга, которая характеризуется следующими тенденциями:

  • уменьшение числа телевизионных каналов за счет их слияния – так АТН в свое время поглотил 10 канал, на наших глазах происходит конвергенция ОТВ и 4-го канала;
  • уменьшение аудитории местного эфирного телевидения старого типа;
  • приход на телерынок интернет-медиа – попытка 66.ру выстроить производство теле-контента для екатеринбургского представительства РБК;
  • сохранением высокого уровня екатеринбургской школы тележурналистики (статистика получения премии ТЭФИ-Регион) несмотря на постоянный отток в столицы ярких телезвезд (московское телеземлячество состоит из таких ярких персон, как Игорь Мишин, Константин Семин, Анна Титова, Валерия Заремба, Андрей Скопов, Иван Лозовой и многие другие).

Местные телеканалы не мониторятся сервисом TV-Index компании Media Scope, поэтому мы не имеем возможности говорить о точных цифрах их аудитории.

Подразделения федеральных каналов, таких как «Союз», «Вести Урал» и РБК, считают аудиторию Екатеринбурга в общем разделе «Не Москва».

Учитывая, что сами телеканалы предпочитают говорить лишь о потенциально охватываемой аудитории (числе людей имеющих возможность смотреть канал), а не реальном рейтинге тех или иных передач, мы можем делать лишь экспертные оценки.

На фоне конкуренции за внимание с федеральными гигантами, интернетом и растущим числом кабельных каналов единственными эфирными событиями, способными собрать у экрана не менее 20% екатеринбуржцев остаются следующие передачи:

  • «Утренний Экспресс», 4-й Канал
  • «Новости ТАУ 9 1/2», ОТВ

Все остальные эфирные события собирают не более 10% жителей города, что позволяет говорить о весьма скромных цифрах охвата суммарного охвата у каждого из этих телеканалов – не более 450 тысяч жителей города.

Охват остальных региональных телеканалов оценивается в пределах 100 тысяч жителей города.

Основной смотрящей аудиторией екатеринбургских каналов является область, имеющая большое количество населенных пунктов, где классическое эфирное вещание все еще превосходит по охвату вещание цифровое. Региональные телеканалы – единственное, на что можно переключиться в момент рекламы на каналах федеральных.

Именно за счет области лидером считается ОТВ, а 4-й канал уже который год пытается найти себе новую нишу, теряя по пути и своих звезд, и ключевых рекламодателей.

Региональные каналы не способны предложить зрителю контент на уровне федеральных и уж тем более транснациональных каналов. Весь интерес держится на узком перечне локальных тем, которых явно не хватает на все телеканалы.

На фоне успеха регионального ТВ в 90-е (когда передачи 4-го канала по охвату жителей города превосходили федеральные) текущее состояние воспринимается зрителями сотрудниками как «предсмертные судороги».

Журналисты предпочитают работать на радио, в интернет-изданиях, либо переезжать в Москву.

Тем не менее, региональное телевидение – один из столпов «Уральского патриотизма». Бессознательно чувствуя, что локальная тематика - их хлеб, – телеканалы самоотверженно поддерживают любое яркое начинание в городе.

Рост культурного-событийного разнообразия в городе и области – то, что позволяет телеканалам удерживаться на плаву. В этом есть потенциал для взаимовыгодного сотрудничества регионального телевидения с культурной средой в целом.

Радио

В Екатеринбурге, по состоянию на 1 августа 2018 г. есть 33 радиостанции, работающие в УКВ CCIR-диапазоне. Необычным является наличие суверенных екатеринбургских радиостанций наряду с федеральными радиостанциями. Так в ФМ-диапазоне работают такие екатеринбургские радиовещатели, как «Радио Си», «Рок Арсенал», «Радио Пилот», «Город Фм». Все эти радиостанции характеризуются собственной программной политикой, производством оригинального радио-контента, хорошей школой ди-джеев. Следует признать, что на данный момент интернет-подкасты не стали значимым фактором на радиорынке. Привычные и традиционные радиостанции имеют устойчивую аудиторию и признаков кризиса пока не наблюдается. Феномен так называемого «университетского радио» в Екатеринбурге пока не сложился.

Основными игроками радиорынка в Екатеринбурге являются музыкальные радиостанции, как местные, так и федеральные.

В Екатеринбурге также представлены все основные федеральные разговорные радиостанции с региональными вставками («Комсомольская правда», «Эхо Москвы», «Маяк», «Вести-ФМ», «Серебрянный дождь»), а также региональная радиостанция «Город-ФМ». Идеологически заряженные федеральные разговорные радиостанции в Екатеринбурге смягчают свою идеологическую заостренность.

Аудитория радиостанций, вещающих в Екатеринбурге:

Business FM

111 000 человек

Comedy Radio

92 3000 человек

Авторадио

139 400 человек

Детское Радио

42 6000 человек

Джем FM

133 4000 человек

Дорожное Радио

118 900 человек

Европа Плюс

204 900 человек

Новое Радио

56 3000 человек

Радио ENERGY

96 000 человек

Радио Дача

151 000 человек

Радио Пилот

185 100 человек

Радио Си

202 700 человек

Радиола

54 800 человек

Ретро FM

144 800 человек

Русское Радио

155 800 человек

Спорт FM

39 000 человек

Хит FM

101 2000 человек

Эхо Москвы

110 900 человек

Юмор FM

153 200 человек

Другое

492 200 человек

(данные Radio Index Media Scope, все таблицы содержат сведения о населении в возрасте 12 лет и старше)

Печатные СМИ

На данный момент в Екатеринбурге зарегистрировано около 200 газет и 70 журналов. В городе развита система распространения печатных изданий. Существуют 2 крупные киосковых сети. Услуги подписки предоставляют как традиционный государственный оператор «Почта России», так и крупнейшее в стране альтернативное подписное агентство «Урал-пресс», являющееся федеральным, представленным практически во всех регионах России.

По всеобщему признанию рынок печатных СМИ в Екатеринбурге (как и во всей стране) находится в кризисной ситуации, которая характеризуется следующими явлениями:

  • - закрытием изданий;
  • - сокращением периодичности («Деловой квартал»);
  • - переходом изданий из офлайна в онлайн;

Неизменно уменьшаются объемы розничных продаж печатных изданий в киосковых сетях и подписные тиражи. Можно предположить ситуацию длительного перехода печатных медиа из старого качества «всеобщих», в новое качество нишевых, субкультурных медиа, которые станут носителем не просто информации, но и субъективных высказываний, качественной аналитики, чем-то ценным и значимым. Такого рода издание на екатеринбургском рынке пока не появилось.

Чуть более уверенно себя чувствуют специализированные печатные СМИ, ряд которых имеет макрорегиональный и даже федеральный статус. Также пока остаются на рынке бесплатные издания. В короткие периоды избирательных кампаний оживают бесплатные агитационные издания, которые все еще остаются электоральным ресурсом.

Нелегкие времена переживает и типографская отрасль.

Аудитория еженедельных печатных медиа, распространяющихся в Екатеринбурге:

777

48 100 человек

StarHit

20 400 человек

Аргументы и факты

83 900 человек

Быстрый курьер

17 000 человек

Все для женщины

16 500 человек

Зятек

36 700 человек

Комсомольская Правда (w)

74 700 человек

Лиза

19 200 человек

МК-Регион

16 600 человек

Московский комсомолец – МК плюс ТВ

17 900 человек

Моя семья

23 600 человек

Наша газета

162 800 человек

Работа Урал

11 800 человек

Стройка

13 300 человек

Тайны звезд

11 900 человек

Телемир XXI – Екатеринбург

45 800 человек

Теленеделя

142 700 человек

Телепрограмма

43 400 человек

ТелеСемь

161 600 человек

Тещин язык

57 200 человек

Уральский рабочий

33 800 человек

Уральский садовод

19 500 человек

(данные National Readership Survey Media Scope)

Аудитория ежемесячных печатных медиа, распространяющихся в Екатеринбурге:

Burda

45 300 человек

Cosmopolitan

89 300 человек

Discovery

22 700 человек

Elle

14 300 человек

Glamour

28 100 человек

Maxim

59 000 человек

Men's Health

34 900 человек

National Geographic Россия

36 000 человек

Вокруг света

62 100 человек

Дачный сезон

13 500 человек

Домашний очаг

21 900 человек

Женские секреты

12 900 человек

За рулем

98 500 человек

Здоровье

36 800 человек

Караван историй

47 200 человек

Коллекция Караван историй

13 600 человек

Лиза Бабушкин компот

19 500 человек

Лиза Добрые советы

12 900 человек

Лиза Лабиринт кроссвордов

12 600 человек

Люблю готовить!

38 500 человек

Мой прекрасный сад

11 600 человек

Моя прекрасная дача

21 200 человек

Оракул

33 000 человек

Популярная механика

31 700 человек

РБК (журнал)

13 400 человек

Сборник Судоку «Гигант»

16 100 человек

Сканворды Тёщин язык плюс Зятук

33 600 человек

Стольник

43 200 человек

Я покупаю. Екатеринбург

42 700 человек

(данные National Readership Survey Media Scope)

Интернет-медиа

Екатеринбург в свое время был пионером региональных интернет-СМИ, первое из которых появилось в нашем городе в 1996 г. По данным сервиса liveinternet жители Екатеринбурга посещают 329 сайтов из категории СМИ, первая сотня которых на треть состоит из сайтов веб-дополнений екатеринбургских телеканалов, радиостанций и газет, а так же собственно сайтов-медиа. Существуют сайты сугубо городские и региональные. Также в Екатеринбурге непропорционально много для региональной столицы сайтов, являющихся макрорегиональными и федеральными медиа-ресурсами (Znak.com, Ura.ru, Федерал-пресс). Екатеринбургский сайт E1.ru также является флагманским для большой региональной сети «Херст и Шкулев». Екатеринбургские сайты-медиа входят в страновые топы:

  • Znak.com в 2017 г. занял седьмое место в рейтинге наиболее цитируемых в социальных медиа интернет-СМИ России, набрав 2 653 906, что позволило ему обойти даже такого титана соцсетевых ссылок, как Navalny.com. А в 2018 Znak уверенно удерживает 10-е место по медиацитируемости в стране.
  • портал Е1 уже более десяти лет уверенно держится в ТОП-50 рейтинга медиацетируемости;
  • Znak.com и URA.ru, уверенно удерживают свои позиции в ТОП-50 суммарной посещаемости российских интернет-медиа;
  • E1 и 66.ru в свою очередь десятилетиями держатся в ТОП-100, суммарной посещаемости российских интернет-медиа, регулярно опережая именитые издания федерального масштаба, такие как «Новая Газета» или «Сноб».

(Данные: Медиалогия; liveinternet)

Екатеринбургский медиа-ландшафт также характеризуется максимальным количеством информационных агентств, информационных оптовиков, как федеральных (представительства Интерфакс, Итар-ТАСС и др.), так и региональных.

Обзор екатеринбургских медиа в критериях института редактуры

Социальные медиа

В Екатеринбурге очень развит сегмент социальных медиа. Во всех соцсетевых платформах екатеринбургский сегмент является значимым. Оценки присутствия екатеринбуржцев в основных социальных сетях по состоянию на 1 августа 2018 г.:

  • Одноклассники – месячный охват 278 тыс. человек в возрасте от 12 лет, или 26% взрослого населения, или 36% от числа интернет-пользователей;
  • ВК – месячный охват 527 тыс. человек в возрасте от 12 лет, или 49% взрослого населения, или 68% от числа интернет-пользователей Екатеринбурга (зарегистрировано свыше 1,3 млн профилей);
  • Facebook – зарегистрировано более 250 тыс. профилей совокупно с пользователями Instagram;
  • Livejournal – 148 тыс. посещений, 19% от общего числа интернет-пользователей, 14% от общего населения в возрасте 12+
  • Мой мир – 86 тыс. пользователей, 11% от числа интернет-пользователей, 8% от населения города в возрасте 12+;
  • YouTube – свыше 550 тыс. пользователей, или 72% от числа всех интернет-пользователей.

В Екатеринбурге проживают топ-блогеры всех социальных сетей, топ-10 которых выглядит следующим образом:

  1. Евгений Ройзман;
  2. Эльдар Бродвей;
  3. Аксана Панова;
  4. Владислав Карнаух (стример Dumbazz);
  5. Александр Незлобин (Телеведущий);
  6. Сергей Ершов (Телеведущий);
  7. Юлия Михалкова (Телеведущая);
  8. Антон Шипулин (Спортсмен)
  9. Влад Нольдевятый (стример ВЛАДУС)
  10. Алексей TaGs Дьяченко (стример TaGs Play Theme)

Екатеринбургская медиа-среда регулярно мониторится федеральными и местными медиа-измерителями – TNS.

Образовательные учреждения

Важными институтами медиа-ландшафта Екатеринбурга являются образовательные учреждения, готовящие специалистов для медиа-отрасли. Еще в советские времена в Уральском государственном университете был создан факультет журналистики, который готовил кадры для огромного макрорегиона (от Северо-запада до Дальнего Востока). На данный момент медиа-специалисты широкого профиля готовятся в 5 вузах города.

Административный медиа-рынок

Федеральные, региональные и муниципальные органы власти являются важным элементом рынка с двумя функциями:

  1. Заказчик, который через конкурсные процедуры «покупает» медийный сервис;
  2. Активный участник медиа-рынка через принадлежащие им медиа:
    • федеральные органы – УрФО24, Россия-1-Урал;
    • региональные органы – ОТВ, 4-й канал, Областная газета, Вечерний Екатеринбург;
    • муниципальные органы – Город-ФМ, 41-й канал, ЕТВ.

Роль государства на региональном медиа-рынке очевидно не уменьшается. Исторически эта роль связана со «старыми» медиа, но сегодня она модифицируется. Государственные органы являются и крупнейшим заказчиком медиа-услуг, и поставщиком эксклюзивной информации. Разнообразие государственных органов порождает возможность для реализации того, что сегодня еще принято называть «свободой слова». Необходимо понимать, что «свобода» – идеальное, не отрефлексированное в нашем гуманитарном сообществе понятие. Но если принимать этот устаревший, но для многих значимый, словарь, следует признать, что в Екатеринбурге созданы институциональные условия для получения конечным потребителем разной информации. Именно «трехэтажность» системы властных органов позволяет в медийном поле звучать разным точкам зрения.

Основные тенденции медиа-рынка Екатеринбурга

Превращение «средств массовой информации» в средства нишевой информации на екатеринбургском рынке уже началось. Екатеринбургский рынок находится пока в начальной точке кривой ниспадания/развития, когда уходят средства массовой информации, связанные с категориями универсальности, тотальности. Но качественные нишевые медиа только-только рождаются. Этот процесс полностью соответствует царящим сегодня трендам социальной аналитики, говорящим об атомизации, трайбализации, разобщении. Новые нишевые медиа будут характеризоваться:

  • возвращением фигуры редактора, информационного сталкера, почти гуру, гаранта качества медиа-ресурса; во многих нишах ощущается запрос на редактора и редактуру;
  • преодолением родового для средств массовой информации понимания журналистской профессии как профессионального дилетантизма;
  • уходом государства от банальных и архаичных способов управления медиа-рынком.

Есть высокая вероятность того, что новые средства нишевой информации будут заражены колониальной версией «либерализма», который не имеет отношения к собственно либерализму, а скорее является проекцией старых русских интеллигентских комплексов, которые демонстрируют удивительную стойкость, приживаясь в самых новых медийных форматах. Можно только догадываться о причинах живучести довольно архаичных по словарю и картине мира, поверхностных по качеству рефлексии и саморефлексии, умонастроений региональной интеллигенции. Не исключено, что это инфантильное, племенное понимание нашей региональной интеллигенцией «свободы» будет перетаскиваться в миры формирующегося «креативного класса» и окажется созвучно трендам нарождающейся сегодня социальной архаики.

Особенности информационной повестки

Сегодня Екатеринбург, будучи несомненно городом особенным, необычным, «работает» для федеральных медиа «Россией», «замкадьем». Екатеринбургским событиям и происшествиям гораздо легче попасть в общероссийскую повестку по причине развитости, насыщенности местного медийного ландшафта. Даже не очень примечательные события имеют гораздо больше шансов попасть в федеральную и международную медиа-повестку из Екатеринбурга (см. рейтинги цитируемости екатеринбургских медиа) нежели из большинства российских регионов. Вопрос – как этим воспользоваться? Этот вопрос связан, по нашему мнению, с другим: способна ли екатеринбургская медиа-инфраструктура к созданию культурных репутаций?

Несмотря на фактическое отсутствие института рефлексии, художественной критики в институционализированных медиа, Екатеринбург теоретически способен создавать артистические, культурные репутации. Дело в том, что экспертные институты в стране отсутствуют, как уже было сказано, везде. Поэтому выиграет тот, кто начнет первым. Здесь возможны различные сценарии:

  • екатеринбургские медиа доносят информацию до столичных аудиторий, центров интерпретации и признания;
  • ансамбль «екатеринбургские медиа-екатеринбургские селебритиз-екатеринбургские социальные медиа» могут сделать известными кого-то для всероссийской аудитории. Примеры таких репутаций: Старик Букашкин, Тимофей Радя, Николай Коляда, Провинциальные танцы, Монеточка и др.

Этими возможностями город пользуется очень редко.

В Екатеринбурге сегодня складывается парадоксальная ситуация, которую можно фигурально охарактеризовать следующим образом:

  • «Екатеринбург хуже собственных медиа» – екатеринбургские культурные институты не в должной степени используют потенциал екатеринбургских медиа; в некотором роде идеальная медиа-логистика, способная разнести информацию по всей стране, не используется в должной мере екатеринбургским культурным сообществом, которое не генерирует проекты, достойные быть упакованными в новость. Екатеринбургская культура не производит новости ритмично, регулярно, надежно, прогнозируемо, предсказуемо;
  • «Екатеринбургские медиа хуже Екатеринбурга» – екатеринбургские медиа не используют в должной степени потенциал екатеринбургской университетской, интеллектуальной среды и блогосферы.

Прогноз для екатеринбургских медиа

  • В печатных медиа может появиться нишевое, дорогое, обладающее качествами ценной вещи, издание;
  • эфирное телевидение еще переживет свой кризис, сейчас происходит накопление предпосылок грядущего кризиса;
  • есть вероятность грядущего кризиса традиционных радиостанций

Может ли екатеринбургский рынок прокормить независимое медиа? Можно ответственно говорить о том, что екатеринбургские медиа способны быть самоокупаемыми. В этом им способствуют:

  1. емкость рекламного рынка Екатеринбурга и Свердловской области с его достаточным числом суверенных рекламодателей;
  2. статус самого города, который признается центром различных макрорегионов:
    • Большой Урал (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская, Оренбургская области, Пермский край, Республики Башкирия и Удмуртия, ХМАО, ЯНАО);
    • Уральский федеральный округ (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская области, ХМАО, ЯНАО);
    • Зона Свердловской железной дороги;
    • Зона Центрального военного округа и др.

Рекомендации

Главная рекомендация: Екатеринбург способен и даже обязан создать федеральное культурное медиа, актуализировав все наличные интеллектуальные и инфраструктурные ресурсы. В стране огромный запрос на такие медиа. В разные годы ведущими российскими экспертными площадками, настоящими трендсеттерами были газеты «Сегодня», «Коммерсант», журнал «Афиша». В периоды расцвета эти медиа действительно определяли повестку и культурной экспертизы, и продюсирования. Обложка и большая статья в «Афише» могли не просто в десятки раз увеличить кассу фильма или премьерного спектакля, создать моду на музыканта, которого почти никто раньше не слышал, они могли задать систему координат, обозначить тенденцию, предложить ее осмысление. Колумнисты и обозреватели этих изданий были действительно важными звеньями творческого процесса. При этом они не участвовали, как многие критики сегодня, непосредственно в творческих актах, не выступали продюсерами или кураторами. Сегодня подобных авторитетных изданий и фигур нет практически ни в одном виде искусства, ни в одной культурной практике. Это, повторяем, огромная проблема для российской культуры. Не вдаваясь в подробную аргументацию отметим, что, по нашему мнению, создать такое медиа легче в Екатеринбурге, нежели в Москве или Санкт-Петербурге.