Обсудить

Скачать

5.25. Мода

Мода сегодня

Современная цивилизация неотделима от моды. Представители всех социальных групп подвержены ее влиянию. Мода находит отражение в разнообразных сферах общественной жизни: политической, экономической и даже духовной. Это один из центральных феноменов современного мира. Определить моду можно как корпус, систему значений, где в качестве знаков может выступать все что угодно: интернет, поступки известных личностей, СМИ, показы дизайнеров, художественные выставки, инновации, городская и природная среда и многое другое.

Если сузить понятие моды только до одежды, можно сказать, что мода представляет собой символ индивидуального существования человека, а также определенной группы людей, нации и эпохи.

Мода концентрирует в себе текущую ситуацию в культуре и, в свою очередь, оказывает на нее влияние, особенно в городе. К сожалению, наше государство в целом и муниципальная власть в частности, недооценивают символический ресурс модной индустрии, которым можно и должно управлять.

Моду принято измерять трендами, но стержень моды – традиция. Сакральная символика цвета, кроя, орнамента — источник бесконечных интерпретаций и проектирования будущего. Можно найти множество примеров успешного переосмысления традиционной грузинской, индийской, японской, мусульманской одежды. Во многих республиках СНГ орнамент — национальное достояние и любимый дизайн. Увы, с русским национальным костюмом до сих пор не случилось ничего подобного, несмотря на периодическое обращение отечественных и западных дизайнеров к русской теме. Русский орнамент — стратегический ресурс. Простой пример: совсем недавно рубашка-вышиванка была поднята на стяг новой украинской идентичности. Но стоит полистать сборник великорусских и малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт-Петербурге в 1877 г., и станет ясно: вышиванка — наследие, прежде всего, русской культуры. Получается, что если аполитизировать ношение вышиванок и популяризировать их в России, у русофобии будет меньше шансов…

Текстиль — элемент национальной безопасности. Не так давно в России работали льняные, хлопковые, камвольные, шелковые комбинаты, золотошвейные, кружевные фабрики. А сейчас каждый год закрывается то или иное крупное текстильное производство. Можно сетовать на рынок, на ВТО, на технологическую осталось, но отсутствие легкой промышленности — показатель недостатка национального суверенитета. Согласитесь, «ходить в своем» и «ходить в чужом» — два разных состояния, два разных взгляда на мир и себя самого. Английская шерсть, кашмирская шерсть, лионский шелк, китайский шелк, среднеазиатский хлопок, американский хлопок — это ведь исторические бренды. За ними не просто производство, но и система символов, разработанные дизайн-коды, а значит и образ жизни, система ценностей. А еще это многомиллионные обороты. Когда-то Махатма Ганди начал бороться за независимость Индии с того, что призвал отказался от использования английского текстиля и наладил внутреннее производство ткани.

Высокий стиль, корпоративная культура, школьная форма, униформа для государственных компаний и международных выставок, представляющих Россию, одежда для турфирм – всем этим должны заниматься профессиональные художники.

Анализ современной ситуации показывает, что мода маркирует глобальные процессы стирания гендерных и национальных границ, размывания традиционных ценностей. Глобальные инкубаторы моды диктуют свои правила всему миру, и люди все больше становятся похожими друг на друга. Мы живем в эпицентре массовой культуры, а значит и массовой моды. К сожалению, Россия, неправильно оценивая свой креативный ресурс, культурный багаж, сейчас в унизительном положении копирования модных западных трендов, от формата телепередач до формы стаканчика для кофе. Ведь на большинстве наших соотечественников сегодня нет ни одной русской ниточки! Это не экономика, а внушенный глобалистской модой комплекс неполноценности, неспособности к высокому стилю.

Вся страна смотрит на Москву, а Москва смотрит на модные столицы Запада. Отсюда преимущественная латиница в названиях, слоганах и концепциях региональных русских брендов, все еще стесняющихся своего, в том числе, уральского происхождения. Установившаяся видимая западная центростремительность модной индустрии ставит в еще более унизительное положение художников и дизайнеров, которые работают не в столицах, отсюда повсеместное желание уехать из родного города, построить свою карьеру в Москве или за пределами России. Однако закрепленного статуса столицы модной индустрии нет ни у одного города России. Можно сказать, что данная ниша свободна, и ее займет тот город, который сможет создать модный кластер полного цикла на своей территории. У индустриального Екатеринбурга, безусловно, есть такие ресурсы. При этом очевидно, что традиция не станет модной, если за дело не возьмется молодежь.

Мода в Екатеринбурге

Наличие в Екатеринбурге возможности получить среднее и высшее профильное образование, безусловно, формирует благоприятную среду для развития направления и приносит свои плоды в виде большого количества профессиональных и успешных дизайнеров, работающих в регионе. Чтобы мы не говорили про глобальное доминирование, последнее время в мире прорастают тенденции спроса именно на продукцию местных дизайнеров. Это объяснимая реакция сопротивления людей на «болезни» глобального рынка.

Учебные заведения. Подготовка кадров
  • Уральский государственный архитектурно-художественный институт; Кафедра «Дизайн одежды» УрГАХУ;
  • Уральская детская школа моды;
  • UNO-fashion BUSINESS SCHOOL – бизнес-школа в сфере модных и креативных индустрий. UFBS объединяет профессионалов, инсайдеров, экспертов в модном и креативном бизнесе для передачи знаний и опыта начинающим предпринимателям.
Текстильные производства. Производство тканей

СКК – Свердловский камвольный комбинат. Открытый еще в 1956 г. комбинат пережил тяжелейший кризис 90-х, когда были открыты границы и рынок заполнил яркий дешевый импорт, а наша легкая промышленность была не готова впрямую конкурировать с более технологичными европейскими и азиатскими предприятиями. «Это был просто провал», – говорит глава комбината Игорь Васильков. В России было 24 камвольных комбината, а сейчас их осталось только 3: в Екатеринбурге, в Брянске и городе Павлов-Посад. К сожалению, можно, констатировать, что несмотря на то, что комбинаты способны производить высококачественную продукцию, все они находятся на грани банкротства именно по причине своей изолированности, отсутствия полного цикла модной текстильной индустрии в нашей стране. Потребители, как правило, мало знакомы с продукцией комбинатов. Связь между креативной частью общества и еще существующей текстильной промышленностью отсутствует. Опрос дизайнеров, работающих в Екатеринбурге, показал что они не знают, что именно производят на СКК. Между тем, мировой опыт показывает, что в современных конкурентных условиях легкая промышленность может выживать и развиваться только как промышленность полного кластерного цикла. От дизайна ткани до производства и продажи готового изделия. До сих пор СКК выживал только исключительно за счет ведомственных заказов, но этого недостаточно. Прогноз будущего крупнейших текстильных производств неутешителен, и СКК не исключение. Для того, чтобы ситуацию изменить, нужна государственная программа, требующая больших инвестиций как в технологическую часть, так и в дело подготовки креативных кадров.

Дизайнеры. Дома моды, магазины, ателье

Одним из точных измерителей востребованности модной индустрии сегодня является количество просмотров в Инстаграме. Здесь модные магазины и ателье могут конкурировать с любым другим агентом культурной среды – кафе, кинотеатрами, музеями, концертными залами, лекториями. Инстаграм – показатель активности предприятия, его заинтересованности в успехе дела. Поэтому в главе «Мода» мы используем ссылки на Инстаграм.

Одежда:

Украшения:

В отдельный раздел выделим дизайнеров, которые производят вещи с региональной айдентикой. У местных дизайнеров одеваться модно, рост патриотических настроений в регионе связан с модной айдентикой Урала. Считается «крутым» сфотографироваться в уральской одежде в разных городах России и мира.

Такие бренды как URALS , MADE IN URAL, EEELGIFTS активно стараются использовать культурные, географические, семантические ресурсы региона, от простого и частого упоминания URAL в надписях на майках и толстовках, до трансляции региональной идеологии.

Например, слоганы:

  • Место, где камни помнят, что было до динозавров
  • Место, рождающее титанов и порождающее смыслы
  • На карте это – Урал. В уме и сердце – Made In Ural
  • Урал уехать нельзя остаться
  • Уральцы/уралочка/уралец
  • Урал – край сильных людей
  • Урал.сурово.сильно
  • Ты чо? С Урала?

Отдельно хотелось бы сказать о бренде ювелирных украшений PROSTOGRD https://www.instagram.com/prostogrd/. Это точно сделанный и художественно поданный продукт, вдохновленный местной конструктивистской архитектурой. Спорткомплекс «Динамо», переосмысленный в виде браслета; Городок чекистов и Белая башня – в виде кольца, горы и буква U в виде колец и кулонов и многое другое. Блестящий пример перерождения знаков культуры в осязаемое, «носибельное», продаваемое, модное.

Москве в этом смысле есть чему поучиться у Екатеринбурга. Однако сказать, что эти украшения широко продаются и носятся горожанами и туристами, нельзя: затеянная к III Уральской индустриальной биеннале современного искусства, проходившей в гостинице «Исеть», ювелирная конструктивистская серия выпускается от случая к случаю лишь небольшими партиями.

Еще один интересный бренд, занимающейся обозначением и воспроизводством региональных символов – ilovepin http://ilovepin.ru/:

«Мы производим и реализуем три тематические линейки значков: «Архитектурное наследие», «Архитектура Авангарда» и «Современный образ города». Наши значки становятся популярными среди ценителей и коллекционеров в разных местах мира: Франции, Испании, Германии, Польши, США. Таким образом, нам удается сделать наш любимый город Екатеринбург известнее и популярнее по всему миру. Мы продолжаем придумывать и выпускать значки для музеев, для выставочных центров, для мероприятий и праздников». Здесь можно найти значки с изображением гостиницы «Исеть» и дома Севастьянова, Главпочтамта и дома Коробкова, небоскреба «Высоцкий» и дома Метенкова и многое другое.

Практически не обнаружилось дизайнеров, которые работали бы над переосмыслением традиционного уральского костюма. Изделия достойной упоминания Нины Ручкиной https://www.instagram.com/nina_ruchkina/ – все же, не совсем то, что хотелось бы увидеть. Национальный традиционный костюм – поистине бездонный источник информации, смысла и вдохновения для современного прочтения, но к сожалению, екатеринбургские дизайнеры одежды не хотят его замечать.

ФЕСТИВАЛИ, ФОРУМЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ МОДЕ
  • «Сандарина» sandarina.ru ¬– платформа с интернет-магазинами дизайнеров и фестиваль-маркет. У бренда есть проект Sandarina Pro – учебное направление для творческих предпринимателей.
  • Sandarina Festival – фестиваль дизайнеров, существующий в регионе 8 лет, первый модный маркет в Екатеринбурге, который простимулировал бурный рост дизайнеров и хенд-мейдеров https://www.instagram.com/sandarina.ru/
  • Неделя моды в Екатеринбурге: с 2014 г. два раза в год на площадке Уральского центра развития дизайна проходят модные показы новых коллекций Уральских дизайнеров, гостей из разных городов РФ, ближнего и дальнего зарубежья, а также большая деловая и образовательная программа, направленная на развитие индустрии моды. К сожалению, в последнее время наблюдается некоторое расхождение между контентом российских недель мод и реальным положением дел в модной индустрии. Не случайно многие талантливые дизайнеры отказываются от участия в подобных мероприятиях. Возможно, этот формат, сохранившийся лишь как подобие парижских и миланских недель мод, требует реформации. Модные недели оказываются не модными, и с этим досадным парадоксом нужно что-то делать.

Помимо шоурумов местных моно-брендов, в Екатеринбурге популярны мультибрендовые магазины российских дизайнеров:

Выводы и рекомендации

Стоит сказать заранее, что проблемы екатеринбургской моды не уникальны, это общероссийские проблемы. В современной екатеринбургской модной индустрии мало свежих идей. Дизайнерский продукт, в большинстве своем, вторичен, похож друг на друга. Модная отрасль города находится в контексте копирования массовых трендов. Между тем, в городе немало относительно успешных дизайнеров с большим охватом аудитории, выходящей за рамки города. Благоприятна, но еще не достаточна сформирована образовательная и производственная база отрасли.

С нашей точки зрения необходимо:

  • создавать условия для организации совместной профильной работы студентов и работающих дизайнеров с самым крупным и, по сути, единственным местным текстильным производством СКК, а также с индустриальными центрами, занимающимися научными и промышленными разработками, которые могут иметь применение в модной индустрии;
  • проводить региональные конкурсы местных дизайнеров, создавая условия для их работы;
  • заниматься изучением истории и популяризацией регионального костюма, а также работой по его современной интерпретации;
  • построить модный кластер полного цикла: креативное и техническое образование + текстильное производство + производство одежды + создание маркетинговых стратегий и доведение продукта до конечного потребителя;
  • организовывать и поддерживать коммуникацию дизайнеров моды с художниками, занимающимися народными ремеслами;
  • создавать и укреплять контакты городского сообщества с профессионалами, тренд-сеттерами и лидерами мнений в индустрии дизайна, моды, архитектуры, искусства;

Перспективы международной коммуникации российских дизайнеров обсуждаются и кулуарно, и открыто, на круглых столах московских неделях мод, в торгово-промышленной палате РФ, но на деле наладить подобную коммуникацию удается единицам. Ряд причин уже были описаны выше: отсутствие текстильной индустрии, неверие в свои силы, свою культуру и традицию. А между тем интерес международных СМИ к России растет с каждым днем, и это лишь поддерживает мысль о том, что Россия может и должна задавать тон в моде, генерировать мировые тренды. Прекрасный пример успешного национального проекта в индустрии моды – бренд «Фабиндиа» (fabindia.com), который позиционирует себя не только как коммерческий, но и как имиджевый, демонстрирующий национальную традицию. В России такие проекты отсутствуют. Спортивный бренд БОСКО и военный бренд АРМИЯ РОССИИ отвечают данному запросу лишь частично. Тому городу и той команде людей, которая сможет занять эту патриотическую нишу, откроются поистине невероятные перспективы, и не только коммерческие, но и цивилизационные, геополитические. Изменить мир способны лишь сильные идеи и настоящие художники, а это значит, что нужно делать ставку на креативный и интеллектуальный капитал, который неизбежно привлечет за собой и технологический прорыв, и оздоровление культурной среды в целом.