Обсудить

Скачать

5.28. Сообщества, субкультуры

Введение

Наличие и специфика субкультур определенной территории, например, города, демонстрирует разнообразие культурных сценариев, практик и степень толерантности общества.

Анализ субкультур постсоветского периода предполагал описание «видимых» социальных групп, отличных от общего культурного фона. Главным инструментом выявления таких групп были внешние атрибуты: одежда, прическа, макияж, типичные занятия, потребляемый культурный контент. В 1990-е гг. субкультуры были инструментом поиска и формирования новой идентичности.

В настоящий момент на смену внешним атрибутам пришли внутренние, ценностные (не всегда видимые внешне, но артикулируемые), нередко представленные виртуально. По мнению известной исследовательницы Елены Омельченко, в настоящий момент главное – реализация потребности в солидарности, поиске площадок для самопрезентации. Сегодня важно не показать на себе атрибуты субкультуры, а показать это на стене в социальной сети, написать об этом, обсудить это публично (с гораздо более широкой аудиторией, чем уличная тусовка 1990-х гг.). Границы идентичности стираются, идентичности множатся, выступают не только средством самореализации и самопрезентации, но и способом уйти от реальности, поменять роль, поиграть статусом. Исчезает сама потребность в жесткой идентичности, ее заменяет свободный «выбор себя».

Все это в полной мере проявляется в Екатеринбурге – городе, демонстрирующем актуальные тенденции развития солидарности, гражданского общества.

Сегодняшняя субкультурная сцена Екатеринбурга принципиально отличается от описанной Шинкаренко в известной книжке 2000 г. «Субкультуры Екатеринбурга». За 20 лет представителей субкультур на улице значительно поубавилось.

Субкультуры. Теория

Классический термин «субкультура» описывает социальную дифференциацию общества по стилю, форме самопрезентации. Выделяется два теоретических подхода внутри исследования субкультур:

  1. функционалистский (американская традиция), исследуя, приравнивает представителей молодежных субкультур к лицам девиантного поведения.
  2. классовый подход (британская традиция) трактует стилистику молодежных субкультур как форму классовой борьбы за культурное влияние и власть.

Традиционное исследование субкультур сосредоточено именно на молодежи: считалось, что только эта группа активно ищет формы самореализации и самопрезентации. С другой стороны, изучение молодежного поведения связано с поиском механизмов социального контроля и воздействия на эту социальную группу.

Классическая типологизация молодежных субкультур предполагает использование следующих критериев: по степени актуальности субкультуры прошлого, реанимированные и современные. В первой группе выделяют субкультуры с доминированием спортивно-игровых, музыкальных, клубных, криминальных целевых установок, а также субкультуры «стиля жизни».

Среди реанимированных – субкультуры маскулинно ориентированные и андрогинно ориентированные.

Но сегодня понятие «субкультура» постепенно теряет актуальность в связи с тем, что

  1. культурное производство дифференцируется, нет единой, разделяемой всеми культуры;
  2. коммерциализация культуры приводит к взаимопроникновению субкультуры и мейнстрима;
  3. между субкультурой и мейнстримом возникают «промежуточные» группы;
  4. ослабевает внимание к неравенству, возникающему в связи с разными производственными практиками.

Концепция «субкультура» начинает уступать место концепции «сцены» (Е. Омельченко), которая позволяет описать одновременно место, реальное и виртуальное пространство, поле культурного производства, а также учесть конкурирующие подходы.

Особенности понятия «культурная сцена»:

  • театральность – «возможность видеть и быть увиденным», демонстрация своих отличительных особенностей через участие в публичных событиях;
  • регулярность взаимодействия участников сцены между собой (онлайн или офлайн);
  • аутентичность – уникальность опыта участников, вызывающая чувство общности с остальными участниками «сцены»;
  • легитимность – представления о том, что истинно/ложно, правильно/неправильно, красиво/некрасиво, как должен вести себя участник сцены;
  • DIY-экономика (от англ. Do It Yourself – сделай сам) – уход от мейнстрима в потреблении, вовлечение участников сцены в процесс создания культурного продукта: музыки, одежды, еды, отличительных атрибутов и пр. Пример: изначально комиксы были ориентированы на узкую субкультуру гиков. Но съемка современных крупнобюджетных блокбастеров превратила комиксы в масскульт, и субкультура гиков растворилась в зрительской массе.

«Видимые» и невидимые молодежные субкультуры

Относительно полный перечень имеющихся на сегодня культурных сцен таков:

  1. Клубы настольных игр (Мафия, Монополия, Каркассон и т.д.)
  2. Велолюбители (велоактивисты, клубы велолюбителей)
  3. Геймеры
  4. Футбольные фанаты
  5. Рокеры
  6. Аниме-фанаты
  7. Гики
  8. Роллеры
  9. Турникмены, воркаут,
  10. Хип-хоперы, рэперы и R&B
  11. Хипстеры
  12. K-pop фанаты
  13. Уличные гонщики
  14. Гламурная молодежь
  15. Руферы
  16. Феминистки
  17. Cкейтеры
  18. Активные православные (православные молодежные группы)
  19. Ролевики
  20. Гопники
  21. Активные мусульмане (исламские молодежные группы)
  22. Стрейтэджеры
  23. Байкеры
  24. Косплееры
  25. Паркурщики, трейсеры
  26. Ультраправые (скинхеды, и тп)
  27. Анархисты
  28. Молодежные политические движения
  29. Граффитисты
  30. Стопхам, Хрюши против, Ешь российское
  31. Брейкдансеры
  32. Антифа
  33. Эмо
  34. Реконструкторы
  35. Готы
  36. БПАН (Без посадки авто нет)

Результаты проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» 2017 г. показывают, что хотя бы в одну молодежную сцену включено 55,3% опрошенных, более 32,2% респондентов включено в две сцены и более. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что самоидентификация с какой-либо сценой является распространенной практикой в жизни молодежи. Наиболее распространенными сценами стали: клубы любителей настольных игр (15%), геймеры (12%), футбольные фанаты (11,5%). Классические же субкультуры (эмо, готы, байкеры, ультраправые (скинхеды)) довольно малочисленны.

Субкультуры Екатеринбурга

В Екатеринбурге сам термин «субкультура» понимается скорее как актуальный «андеграунд», чем люди с общими интересами и внешней атрибутикой. Так, по интернет-запросу «субкультуры Екатеринбурга» первый результат – тату-салон «Субкультура». Показательно и название состоявшегося в ночном клубе фестиваля рэпа и электронной музыки – «Фестиваль субкультур». Из релиза: «микс самобытного рэпа и напористой электронной музыки – это отражение души улиц и мысли современной андеграунд культуры».

Точными данными по субкультурам Екатеринбурга мы не располагаем, но очевидно, что с 2000 гг. ситуация изменилась и здесь. Конечно, в городе можно встретить и любителей настольных игр (в специализированных магазинах есть клубы) и прочих из указанного выше списка. Но они не формируют «культурной карты» города. Гораздо больший вклад в городскую культуру делают сообщества, например, велоактивисты. В сообщества охотно вступает не только молодежь, но и люди старшего поколения, и они не считают себя в «андеграунде», а объединяются по интересам.

Уличное искусство Екатеринбурга как проявление субкультуры

Субкультуры Екатеринбурга реализуют себя в разного рода фестивалях. И здесь они также выходят из «андеграунда». Яркий пример – расцвет городского граффити. Начиная с проекта «Длинные истории Екатеринбурга» (2004 г.), заборы и стены домов воспринимаются как объекты творчества художников-граффитистов. Надо сказать, что эта традиция уличного искусства начата еще обществом «Картинник» и его лидером Стариком Букашкиным (настоящее имя – Евгений Михайлович Малахин, 1938 – 2005), екатеринбургским художником, поэтом, панком-скоморохом, «народным дворником России». Благодаря фестивалю уличного искусства «Стенограффия», ежегодному мероприятию, которое проводится агентством StreetArt при поддержке Администрации города Екатеринбурга, екатеринбургское граффити стало известно далеко за пределами города.

Сообщества. Теория

В современной урбанистике и социологии под сообществами понимаются большие группы людей, объединившихся для решения городских и социальных проблем и способных к коллективным действиям. Современные городские инициативы все больше связываются с деятельностью сообществ и относятся к негосударственной сфере общественной жизни. Протестное движение (одна из форм активности городских сообществ) – это всегда процесс, протекающий в трех пространствах: городское публичное, интеллектуальное и социальное.

Для муниципальной власти важно знать, что, сообщества

  • являются частью гражданского общества, а значит могут вступать в дебаты с исполнительной властью и бизнесом по поводу городских проблем (так называемая «демократия действий»);
  • часто становятся драйвером развития, работы с общественностью – через них можно повышать лояльность, выстраивать отношения с волонтерами и пр.;
  • городские сообщества – важный игрок в медиа за счет привлечения внимания СМИ и распространения информации в соцсетях;
  • наконец, городские сообщества – важный агент в борьбе с социальным неравенством и несправедливостью, что является частью современного взгляда на развитие городов.

Городские сообщества Екатеринбурга

В Екатеринбурге фиксируется своя картина городских сообществ – они видны, активны и весьма разнообразны. Спектр интересов и объектов внимания городских сообществ широк – от объединения вокруг хобби/увлечения (мотоциклы, квесты и пр.) до обсуждения и участия в решении острых городских проблем (новые и старые постройки, планы градоустройства и пр.). Городские активисты-урбанисты часто даже называют себя именем объекта своей заботы, например, «Комитет городского пруда».

Ситуация с городскими сообществами в Екатеринбурге является и типичной, и неповторимой. С одной стороны, горожане, будучи людьми культурными и образованными, как правило, ведут с городскими властями конструктивный диалог. С другой стороны, специфика города – в разрозненности городских сообществ, и это мешает влиять на городскую политику прямо и эффективно. Чтобы строить работу с сообществами, надо понимать, где они обитают физически и виртуально. Современный вариант поиска – конечно, интернет, которым город активно пользуется.

Сообщества в социальной сети ВКонтакте

Самоидентификация людей как членов сообществ в социальной сети ВКонтакте существует. Правда, групп с номинацией «сообщества Екатеринбурга» относительно немного, как и их подписчиков: «Рок-сообщество Екатеринбурга» - 15 039 чел., «Сообщество предпринимателей Екатеринбурга» - 12 727 чел., «Новое радио Екатеринбурга» - 8 678 чел., «Монополия Екатеринбург» - 3717 чел. и т.д. Невелики по числу подписчиков и сообщества жильцов, игроков, фанатов, бегунов и пр. Для полуторамиллионного города такое число видимых в сети сообществ ничтожно.

Сообщества на городском портале

Другой способ выявить сообщества Екатеринбурга – обратиться к одному из самых популярных порталов города – Е1. В разделе «Общение», «Форумы» фиксируется следующая информация – «группа», «всего сообщений», «время последнего сообщения», «количество сообщений за сутки». Это позволяет выделить активные сообщества. Собственно, набор очевиден:

  • авто (1,5 млн сообщений, за сутки от 1 до 1610, есть сообщества по маркам автомобилей, мотоциклов и пр.);
  • недвижимость (до 1,2 млн, включая общение соседей, за сутки от 7 до 54 сообщений);
  • животные (по интересам, общение, покупка-продажа и благотворительность – 2,6 млн, за сутки до 386 сообщений);
  • здоровье (1,7 млн, беременность, здоровье детей, за сутки 30-70 сообщений);
  • культура (афиша – 46 тыс., кино – 127 тыс., книги – 24 тыс., культура, личность, общество – 2,4 млн, музыка – 167 тыс. подписчиков. За сутки до 152 сообщений);
  • общество (детский клуб, женский, мужской, политика, растения, свадьба и пр. – до 2,6 млн, за сутки в мужском клубе – 244 сообщения, в семейном – 173);
  • отдых (знакомства, клубная культура, тусовка, кулинария и пр., 11 млн, за сутки на форуме «знакомства» - 910 сообщений);
  • работа (образование, фриланс, образование, 180 тыс., за сутки 1-2 сообщения);
  • совместная покупка (быт, пристрой одежды, сбор заказов и пр., до 278 тыс., за сутки несколько сообщений);
  • спорт (по видам, покупка снаряжения, крути педали, в группе «покупка и продажа велосипедов и запчастей – 1 млн подписчиков), за сутки на форуме «общение велосипедистов» - 141 сообщение);
  • технологии (гаджеты, интернет, фотография, 2 млн – на форуме «покупка и продажа гаджетов», за сутки – 20-30 сообщений);
  • экономика (реклама, маркетинг и пр., на форуме «обсуждение новостей» - 9,6 млн подписчиков, за сутки – 2,4 тыс. сообщений).

Ясно, что виртуальные сообщества не всегда становятся реальными, они являются агентами изменений, объектами переговоров с исполнительной властью. Однако показателен и сам набор форумов с точки зрения интересов горожан, и то, что собственно сообщества (благотворительные, по интересам) представлены и здесь.

Сообщества на портале городских проектов Екатеринбурга

Принципиально важный источник информации о сообществах, уникальный для Екатеринбурга – деятельность «Фонда городских Инициатив» с его слоганом «Диалог жителей, бизнеса и власти – всех граждан города» http://uralcitizen.ru/. Основными проектами фонда являются «Ночь городских сообществ», «Портал городских проектов», «Городские завтраки». В том числе Фонд участвовал в школе Центра прикладной урбанистики, Фестивале мультимедиа, digital и культуры «Упаковка», проекте «Том Сойер Фест» - восстановление исторической среды силами горожан и т. д. Деятельность Фонда – пример институционализации сети сообществ, реалная возможность создания ресурса для диалога между представителями гражданского общества, бизнеса и власти. В каталоге – 258 загруженных проектов, и все идентифицированы именно как сообщества http://uralcitizen.ru/projects.

Можно выделить 4 группы сообществ Екатеринбурга:

  1. помощь и защита (благотворительность, НКО, автоволонтеры и пр.);
  2. сохранение и идентификация (здания, культура, микромузеи и пр.);
  3. развитие территорий и инфраструктура (локации, защита зданий – ДК Химмаш, и пр.),
  4. культурно-событийные (основанные на культуре участия).

Вокруг чего собираются сообщества Екатеринбурга? Классический ответ: вокруг ценностей. «Только общие ценности, доверие и взаимопомощь могут объединить людей в сообщества и заставить их действовать» (Карен Олсен, специалист по организации сообществ). Применительно к Екатеринбургу это, скорее, звучит как мотив «не могу не делать», мотив «хочу что-то делать», мотив «модно / не модно».

Анализируя сообщества Екатеринбурга, представленные в самых разных средах, можно констатировать, что в городе практически нет «зеленых» сообществ, заинтересованных сохранением экологии, природы, или их деятельность не так видна и активна, как это требуется в Екатеринбурге, где ситуация с экологией неблагоприятная (единственный показатель города, не отвечающий «нормативам по культуре» – наличие парков). А между тем, такие общества существуют, например, УОЛЕ – Уральское общество любителей естествознания (создано 140 лет назад), Экологический центр Харитоновского парка.

Самые заметные сообщества Екатеринбурга – «Комитет городского пруда», «Велогород», «Лиза Алерт», «Экодвор», несколько сообществ по защите животных, «Бизнес-молодость», «Теснота», «Обертон» и др. Картина екатеринбургских сообществ имеет как общие для российского общества черты (неразвитость гражданского общества, отсутствие положительных примеров диалога с бизнесом и властями), так и специфические (промышленная культура, выросшая из крестьянской, цеховое мышление).

Рекомендации

Рекомендации по работе с сообществами Екатеринбурга касаются, прежде всего, органов исполнительной власти:

  1. необходимо более активно привлекать представителей городских сообществ не только к обсуждению, но и к решению городских проблем;
  2. важно включиться в обмен информацией о ресурсах, альтернативных способах решения городских проблем (в форматах проектных школ, грантов), стать участником таких проектов;
  3. необходимо учредить фонд, который бы распределял финансирование в режиме грантов для решения городских проблем (вариант инициативного бюджетирования);
  4. важно инициировать более тесный партнерский диалог между сообществами, бизнесом, властью (продолжить практику «100 мыслей о Екатеринбурге»);
  5. необходимо подготовить методичку «Как всем вместе решить городские проблемы? Объединяя бизнес, городские сообщества и власть». Суть документа – в поиске ответа на вопрос о способах конструктивного участия сообществ как в обсуждении, так и в решении конкретных городских проблем.

В целом, на культурную среду Екатеринбурга влияют активисты из сообществ, напрямую связанных с Екатеринбургом, его патриоты. Для внешнего наблюдателя это может быть незаметно и неважно. Субкультуры и сообщества Екатеринбурга участвуют в обсуждении острых городских вопросов и решают проблемы внутренние – проблемы развития города.