Обсудить

Скачать

5.29. Социальная ответственность

Социальная ответственность, филантропия, благотворительность, добровольчество и меценатство были свойственны в той или иной мере гражданам и институциям России во все времена.

Понимание корпоративной ответственности перед обществом как способности к действию и в первую очередь, к благотворительности, объединяется с наиболее значимыми европейскими и американскими моделями поведения. Важной вехой развития социальной ответственности в России стало ее вступление в 2008 г. в Глобальный договор ООН с принятием основных принципов, касающихся защиты прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции. Сегодня в России сфера социальной ответственности включает многое, например, способность вовремя выплачивать своим сотрудникам зарплату и платить налоги.

Концепция социальной ответственности в современной России проста и понятна: компания должна отличать хорошее от плохого и поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами. Руководство повышает уровень благосостояния сотрудников, способствует сохранению окружающей среды, отвечает интересам общества, собственным интересам и интересам заинтересованных сторон. Многие крупнейшие российские компании уже внедрили принципы корпоративной социальной ответственности, в том числе ОАО «РЖД», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», Финансовая Компания «УРАЛСИБ» и другие.

Социальная ответственность в сфере культуры в Екатеринбурге

В Екатеринбурге вопросы социальной ответственности в сфере культуры являются актуальными, они активно ставятся и решаются на протяжении нескольких последних лет. Учреждения культуры проводят мероприятия, которые подразделяются на внутренние (инвестиции в развитие персонала, система поощрений, повышение квалификации, обмен опытом, наставничество для молодежи и др.) и внешние (повышение качества производимых услуг, соблюдение правил социально ответственного и бережного поведения в отношениях с партнерами, помощь местному сообществу и обществу в целом, например, в виде организации инклюзивного образования или благотворительных проектов).

Социальная ответственность в городской культурной среде проявляется в системах благотворительной помощи, добровольчества и реализации инклюзивных проектов.

Существуют три основные формы благотворительности, используемые современными компаниями (организациями):

  1. наличные денежные пожертвования, в том числе через специально созданные при поддержке этих компании благотворительные фонды;
  2. помощь в натуральной форме (в виде предоставления продукции или услуг);
  3. делегирование сотрудников (добровольно дарящих свое время, знания, навыки, информацию, контакты и связи).

В настоящее время благотворительность Екатеринбурга – это разветвленная система помощи в натуральной форме, делегирования сотрудников и оказания услуг, которая позволяет существовать самым различным видам культурных проектов и программ, и в значительной степени определяет культурную жизнь города. Эта форма благотворительности – самая массовая и эффективная, так как конечными благополучателями становятся все без исключения горожане.

Эффективным промежуточным звеном в деле благотворительности становятся благотворительные фонды. К ним можно отнести, например Благотворительный фонд Свердловской государственной академической филармонии, адресно помогающий этому учреждению, или Благотворительный фонд Государственного академического театра оперы и балета. В эту же когорту следует включить относительно молодой Благотворительный Фонд Святой Екатерины, который поддерживает многочисленные культурные инициативы.

Важную роль в культурной благотворительности Екатеринбурга играют крупные корпорации: от промышленников (Русская медная компания, Уральская горно-металлургическая компания и т.д.) до крупных торговых сетей (например, сеть продуктовых магазинов «Кировский»). Благодаря их поддержке, городу удается ежегодно проводить большие и значимые фестивали, праздники и мероприятия (такие как фестивальные события Дня города, «Ночь музыки», «Венский фестиваль музыкальных фильмов», фестиваль меццо-тинто и другие)

Небольшие независимые проекты, которые направлены на более узкие социальные группы (например, на ту или иную группу людей с инвалидностью), также находят ресурсы для работы. Это могут быть относительно небольшие фонды (такие, как Благотворительный фонд «Верба», который поддерживает Инклюзивный театр «ОРА»), внутренние проекты крупных учреждений культуры (проект «ЗаЖивое» Екатеринбургского ТЮЗа и Ельцин Центра) или проекты различных сообществ (Инклюзивный театр танца «Другие», объединяющий людей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов и волонтеров).

Помимо местных ресурсов, все культурные проекты в городе активно используют средства крупнейших федеральных фондов (прежде всего, Фонда президентских грантов, Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», Фонда Елены и Геннадия Тимченко и т.д. По использованию этого источника Екатеринбург и Свердловская область стабильно входят в пятерку крупнейших получателей грантов среди всех регионов России. Крупные федеральные благотворительные организации представлены в Екатеринбурге с локальными разовыми проектами, например проект «Благотворительные гастроли» фонда «Нужна помощь». На постоянной основе действует 4 крупных фонда, взаимодействующие с екатеринбургскими НКО. Совместные проекты реализует московский фонд «Выход» с екатеринбургским фондом «Я особенный». Московская региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (единственная в России организация – член InclusionEurope) совместно с компанией IKEA CentresRussia и екатеринбургской Ассоциацией организаций и граждан «Особые люди» реализует проект «На урок вместе», предполагающий создание ресурсных классов в общеобразовательных школах и «Уроки доброты» для старшеклассников, где экспертами выступают молодые люди с инвалидностью. Фонд Сбербанка «Вклад в будущее» спонсирует проект «Иду в школу! Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательных учреждениях в условиях инклюзии», реализующийся АНО «Открытый город».

При поддержке Русской медной компании в 2011 г. в Екатеринбургском музее изобразительных искусств стартовал проект «Искусство против рака». Его суть в следующем: один раз в неделю педагоги из Центра музейной педагогики ЕМИИ приезжают в отделение онкологии и гематологии ОДКБ №1 и проводят занятия с ребятами, находящимися на реабилитации после лечения. Первая часть – беседа об искусстве, вторая – творческая работа в различных техниках: рисование, лепка, аппликация и многое другое.

В рамках проекта «Искусство против рака» в 2018 г. Екатеринбургском музее изобразительных искусств шестой раз проводится акция под названием «Юный благотворитель. Ангел надежды». Осенью музей через СМИ оповещает о ее начале и предлагает детям совместно с родителями или наставниками создавать образы рождественских ангелов. Это могут быть открытки, рисунки, объемные фигурки, выполненные в различных техниках, которые не повредят здоровью ребенка. Также музей предлагает написать небольшое пожелание к Новому году или рассказать в письме волшебную рождественскую историю, желательно придуманную самостоятельно. В первый год в акции приняло около 150 детей с родителями. В последние 2 года участвует свыше 1000 детей. Это не конкурс, а осознанно добровольное участие.

Совместный с Благотворительным фондом Русской медной компании проведен цикл музейных занятий об изобразительном искусстве с использованием музейной коллекции «Искусство на кончиках пальцев» для незрячих и слабовидящих детей. Благодаря проекту в музее появился тактильный фонд с предметами искусства, а также тактильная картина «Прачка» итальянского художника Чаломи Паскуале и объемная модель, передающая конструкцию Каслинского чугунного павильона.

Другой пример – действующий в Екатеринбурге Свердловский региональный благотворительный общественный фонд «Екатеринбургский еврейский культурный центр «Менора». Он осуществляет деятельность по двум направлениям: социальные программы помощи евреям (медицинская, материальная, патронаж и другое) и волонтерское движение (помощь любым гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию).

Благотворительность и Церковь

Церковь Екатеринбурга также поддерживает тему благотворительности. Так, в 2002 г. по указу правящего архиерея был создан Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Цель работы – помощь в организации и координация социальной работы в епархии, проведение обще-епархиальных социальных мероприятий, взаимодействие с государственными, церковными и светскими организациями для осуществления благотворительности и социального служения Церкви. В направления деятельности отдела вошли:

  1. координация деятельности по социальному служению и благотворительности в епархии и разработка рекомендаций по ее осуществлению;
  2. подготовка, обучение, координация деятельности приходских социальных работников и ответственных за работу по социальному служению на приходах;
  3. распределение полученной целевой благотворительной помощи по благочиниям епархии;
  4. продвижение идеи о необходимости личного участия в делах милосердия, привлечение внимания к нуждам обездоленных;
  5. осуществление церковной социальной деятельности и благотворительности на территории епархии в рамках собственных социальных проектов;
  6. организация и оказание помощи при чрезвычайных ситуациях.

Виды церковного социального служения включают:

  • благотворительность: бесплатные трапезные, вещевые склады, финансовая помощь просителям;
  • окормление учреждений: больниц и поликлиник, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов и домов ребенка, школ-интернатов и коррекционных школ, реабилитационных центров;
  • работу с пожилыми и инвалидами: патронаж на дому, помощь инвалидам и их семьям, создание доступной среды для участия в богослужениях;
  • работу с семьей: противоабортное консультирование, помощь семьям малообеспеченным, воспитывающим особых детей, семьям священнослужителей;
  • создание приходских учреждений: богаделен, детских садов и групп дневного пребывания, детских приютов, кризисных центров для женщин с детьми.

Деятельность Отдела в Екатеринбургской епархии осуществляется в рамках организации работы более чем 20 проектов и направлений Православной Службы Милосердия; Центра защиты материнства «Колыбель», Сообщества православных психологов, общеепархиальной Службы добровольцев, издания епархиального журнала «Православный вестник».

Волонтерство

Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации этой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой, формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус. Такой бесплатный труд является разновидностью филантропии. Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества, так и самих волонтеров: оно способствует самореализации и самосовершенствованию каждого, дает возможность получить новые знания и опыт, почувствовать себя социально значимым и полезным.

В настоящее время активно развивается волонтерская деятельность по всему миру. Растет не только население планеты, но и процент волонтеров. По данным Роспатриотцентра в России с начала 2017 г. зарегистрирована 21 тысяча добровольческих движений. При этом за последний год число движений увеличилось на 160%.

Сегодня в России появляется новое понимание волонтерства. Все больше людей проявляют социальную активность и сознательность. Молодежь участвует в акциях помощи детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями здоровья, очищают город и сдают донорскую кровь. Около 15% всей молодежи России связаны с волонтерской деятельностью.

Волонтерская деятельность в Екатеринбурге с каждым годом становится популярнее. Существует множество ежегодных мероприятий, на которые приходит все больше новых участников, среди которых основными являются площадки от организаций и волонтеры. Ночь музеев – одна из крупнейших ежегодных городских акций. За последние 3 года число волонтеров этого мероприятия выросло более чем в 3 раза (с 2016 г., когда их было зарегистрировано 306, сейчас число добровольных помощников достигает 1000 человек).

Несмотря на имеющиеся сайты для волонтеров («Волонтеры Урала», «Волонтеры Победы») и базы мероприятий, такие как Единая служба координации волонтеров, студентами и сотрудниками Екатеринбургской академии современного искусства специально для проведения всероссийской городской акции «Ночь музеев 2017» была создана электронная система с базой волонтеров и возможностью их координации. Плюсы такой системы – возможность хранения в базе данных большого количества записей, частых обращений к ним, удобство и легкость доступа со всевозможных устройств. Система позволила не только регистрировать волонтеров и площадки-участники города Екатеринбурга и Свердловской области, сохранять о них информацию, но и осуществлять базовое взаимодействие по многим вопросам (закрепление волонтера за площадкой-участником, отказ волонтера от участия в акции на базе выбранной площадки и отказ площадки от выбранного волонтера, добавление площадкой-участником собственных волонтеров, рассылка электронных писем всем участникам акции, автоматизированная печать бейджей волонтеров, автоматическая генерация писем с благодарностью и уведомлением об условиях получения для подтвержденных площадкой волонтеров). Легкость и простота использования системы способствовали значительному росту числа площадок-участников и волонтеров акции «Ночь музеев» в Екатеринбурге на протяжении последних двух лет.

Еще одним ярчайшим примером является волонтерство в рамках фестиваля уличного искусства «Стенограффия». Фестиваль прошел впервые в Екатеринбурге в 2010 г., а сегодня работает с 10 населенными пунктами России - как с городами-миллионниками, так и маленькими поселками. В рамках фестиваля уличные художники из России и других стран превращают поверхности городского пространства в арт-объекты(за время своего существования фестиваль сгенерировал около 500 арт-объектов). В рамках проекта проводятся лекции, мастер-классы и др. Среди культурных проектов Екатеринбурга «Стенограффия» является одной из самых популярных площадок по привлечению волонтеров. Начиная с 2010 г., в проекте приняли участие 345 человек (в возрасте от 12 до 45 лет), постоянными волонтерами являются 52 из них. Многие время от времени возвращаются в проект, несмотря на необходимость иногда работать в плохую погоду.

Мотивы будущих волонтеров весьма разные – от желания «разбавить серые будни и сделать что-то полезное для своего города», «стать причастным к уличному искусству» и «обрести новые знакомства» до «получить контент в социальные сети» и «пройти практику от учебного заведения». Берут всех, кто готов потрудиться. Благодаря этому на фестивале трудятся представители самых разных сообществ. Так над одним арт-объектом совместно с художником могут трудиться ученик школы, журналист, владелец среднего бизнеса, студент математического факультета и водитель трамвая.

Организаторы скрупулезно подбирают задачи под каждого волонтера. Самая активная фаза «Стенограффии» проводится в течение трех дней, на протяжении которых волонтерами занято от 50 до 80 человек.

Одним из важных результатов притяжения волонтеров в проект является появление новых субпроектов, которые не всегда имеют прямое отношение к «Стенограффии». Так, одним из участников команды «Стенограффии» при поддержке волонтеров фестиваля в свое время была создана самая известная в Екатеринбурге галерея уличного искусства «Свитер». Этот уникальный проект обрел федеральную известность. Другим примером стал запуск бывшими волонтерами «Стенограффии» постмодернистского медиаресурса «Вторая ветка», который вскоре объединил вокруг себя неравнодушных и талантливых авторов.

Специально для «Стенограффии» были запущены новые проекты, среди которых – ежегодный проект «Дневник волонтера», где широкой аудитории транслируются приключения волонтеров в разных концах города.

Инклюзивные практики

Другой важнейшей стороной социальной ответственности является равноправное включение людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в активную общественную жизнь через социокультурные практики. Для детей и взрослых с инвалидностью это самый доступный и действенный способ развития потенциальных возможностей.

Сегодня на смену «медицинской» модели пришла «социальная». Если медицинская ограничивала поддержку людей с инвалидностью социальной защитой, то социальная модель, закрепленная в Конвенции о правах инвалидов в 2006 г., определяет, что причина ограничений не в самом заболевании, а в физических барьерах, стереотипах и предрассудках, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Развитие инклюзивного подхода к людям с ОВЗ в мире началось еще в 70-е гг.

XX в., когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, расширяющие образовательные и иные возможности инвалидов. В СССР, а затем и в современной России для людей с инвалидностью с детства были созданы специальные условия, ограждающие их от остального мира. Они учились в специализированных детских садах, школах, интернатах и техникумах вплоть до 2016 г., когда был принят новый стандарт обучения и было провозглашено инклюзивное образование.

До сих пор у этого процесса много противников. Учителя и родители учеников с нормой здоровья не всегда готовы принять детей с особенными потребностями. Дети и подростки с инвалидностью не всегда готовы к интеграции в общую образовательную систему из-за недостатка навыков социализации, который возникает по причине отсутствия универсальной доступной среды в общественных пространствах. Люди с ментальными отклонениями постоянно сталкиваются с нарушением прав, поскольку зачастую внешне инвалидность не определяется, а их поведение вызывает осуждение и даже агрессию со стороны общества. При особенных поведенческих реакциях, например, склонности лечь на пол, услышав громкий звук, в большинстве случаев окружающие вызывают охрану или полицию, что приводит к психологическим и физическим травмам. Даже при наличии доступной архитектурной среды люди с внешними признаками инвалидности, например, с синдромом Дауна или детским церебральным параличом из-за реакции окружающих часто стесняются выйти на улицу, не говоря о полноценной культурной жизни. Всю жизнь они проводят в четырех стенах, так и не реализовав свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал.

По данным Министерства социальной политики Свердловской области количество лиц с ОВЗ и инвалидностью в Екатеринбурге составляет более 160 тысяч, и это около 11% населения Екатеринбурга. Из них 18127 – дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды. С проблемой инвалидности сегодня так или иначе сталкивается каждая четвертая семья. Детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3 – 5%. В основном, это дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и подобное. Все они со временем автоматически пополнят группу взрослых инвалидов.

По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2016 г., только 17% людей с инвалидностью посещает театры, 25,6% концерты, 13,3% выставки. Почти идентичные показатели за 2011 и 2014 г. В настоящее время подобная статистика в России не ведется.

В Екатеринбурге опыт оказания многолетней помощи творческому развитию людей с особыми потребностями можно наблюдать во многих учреждениях культуры уже с конца 90-х гг. Есть примеры успешных проектов и яркого арт-терапевтического опыта. Так, в феврале 1999 г. в Екатеринбургской детской школе искусств №4 были открыты два класса с целью возвращения в общество детей с ОВЗ, обучение которых было основано на принципах лечебной педагогики. С 2002 г. там было создано целостное Отделение свободного творческого развития для детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6,5 до 17 лет.

Системная работа всей муниципальной сферы культуры реализуется с 2015 г. через единую концепцию доступности учреждений и их услуг для людей с ОВЗ. Все направления по созданию универсальной безбарьерной среды для включения в социально-культурные практики людей с ОВЗ были объединены в единый проект «Культура для всех». Одна из приоритетных задач проекта – консолидация усилий профессионального сообщества, представителей общественных организаций, органов власти социокультурной сферы и ресурсов социального партнерства.

На протяжении последних лет в Екатеринбурге доступ людей с ОВЗ к культурным ценностям расширяется. Успешно реализуются специальные программы и значимые социокультурные проекты: всероссийская научно-практическая конференция «Культура и социальная ответственность», всероссийский творческий фестиваль «Синяя птица – инклюзив»; всемирный творческий фестиваль «ИнклюзивАрт» с участием артистов из Германии, Сербии, США, Нидерландов; общегородская акция по распространению информации об аутизме «Зажги синим»; Всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии».

На гастроли в Екатеринбург приезжают театры с инклюзивными постановками из Москвы, Санкт-Петербурга и Ташкента. А инклюзивные театральные проекты Екатеринбурга, в свою очередь, участвуют в крупных всероссийских театральных фестивалях, включая Московский фестиваль «Протеатр» и даже входят в лонг-лист премии «Золотая Маска». Стоит отметить, что именно в Екатеринбурге в 2017 г. состоялся Первый Всемирный Конгресс для людей с ограниченными возможностями здоровья, собравший 700 людей с инвалидностью со всего мира. Организаторы Конгресса – автономная некоммерческая организация «Благое дело», занимающаяся сопровождаемой трудотерапией (г. Верх-Нейвинск), социальное движение «Белая трость», оказывающее помощь людям с нарушением зрения (г. Екатеринбург) и Министерство социальной политики. Партнерами Конгресса стали Министерство культуры Свердловской области и Управление культуры Администрации города Екатеринбурга, 43 учреждения культуры и более 30 некоммерческих и бизнес-партнеров.

Данный Конгресс стал ярким примером тенденции усиления грамотного и эффективного межведомственного взаимодействия между некоммерческими организациями, обществами инвалидов, благотворительными фондами,бизнес-структурами, муниципальными и областными учреждениями культуры и представителями власти.

Включение людей с инвалидностью в социокультурную жизнь города возможно только при готовности общества их принять. Для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья жители города должны быть достоверно проинформированы об их особенностях и проблемах. В рамках просветительского направления муниципального проекта «Культура для всех» развенчиваются мифы об агрессии людей с ментальными отклонениями и недееспособности людей с ОВЗ, рушатся психологические барьеры между людьми с внешними отличиями. В Екатеринбурге, в первую очередь, этому служат рекламные носители: ролики на широкоформатных городских экранах и экранах в метро, в которых рассказывается, например, о проблемах аутизма; рекламные щиты с афишами благотворительных мероприятий, инклюзивных фестивалей и концертов. Во-вторых, используется полиграфическая продукция: буклеты, информационные и промо-афиши, сборники тематических статей, листовки, в которых рассказывается о проблемах различных нозологий (разновидностей заболеваний), приводятся примеры успешной интеграции людей с инвалидностью в общество, жителей города приглашают на инклюзивные мероприятия, приводится позитивная терминология, запрещающая термины «калеки», «неполноценность», «инвалид» и так далее. Кроме того, правдивые факты об инвалидности и инклюзивная идеология также активно присутствуют в online-пространстве: статьях на сайтах учреждений культуры, создании и наполнении тематических порталов, информации в социальных сетях. Большую роль играют публикации и сюжеты в СМИ. Представителей некоммерческой сферы часто приглашают на программы и радиоэфиры, на инклюзивные мероприятия (концерты, фестивали, мастер-классы) приезжают новостные бригады телеканалов Екатеринбурга и региона, журналисты интернет и печатных изданий берут интервью у экспертов инклюзивной сферы (педагогов, руководителей благотворительных и инклюзивных проектов, волонтеров и тьюторов) и людей с инвалидностью.

Позитивными примерами служат выставки фотографий и историй людей с ограниченными возможностями здоровья, которые проходят на различных социокультурных площадках Екатеринбурга: в музеях, библиотеках, культурно-досуговых центрах, торгово-развлекательных центрах и на массовых мероприятиях (проект «Ночь музеев» и т.п.); флешмобы – в Екатеринбурге они представлены не только в виде массовых танцев в общественных местах, в которых принимают участие взрослые с ограничениями в здоровье, но и в виде шествий, запусков в небо воздушных шаров, создания инсталляций из пожеланий людям с инвалидностью, online-флешмобов «сделай репост – помоги распространить информацию».

Весьма передовым и важным направлением инклюзивных социокультурных практик Екатеринбурга стало участие инклюзивных творческих коллективов в массовых культурных мероприятиях (фестивали, концерты, конкурсы и др.) с озвучиванием ведущим короткой информации о коллективе и его особенностях, а также выступления успешных людей с инвалидностью в роли экспертов на мероприятиях (кулинарные фестивали, выставки, конференции, курсы повышения квалификации и т.д.) или ставшее привычным присутствие людей с ОВЗ на культурных мероприятиях – через приглашения на специальных или общих условиях.

Проведение «Уроков доброты» в школах общего и дополнительного образования – сравнительно недавнее направление, также реализуемое в проекте «Культура для всех» и предполагающее проведение классного часа сторонним экспертом (представителем некоммерческой организации) или сотрудниками школы на тему доброты, волонтерства, инклюзии. В рамках всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля 2018 г. «Уроки доброты» прошли во всех общеобразовательных школах и школах дополнительного образования. На них учителя и сторонние эксперты показывали мультфильм об аутизме, рассказывали об основных фактах и проблемах, получая от учеников обратную связь в виде вопросов.

Помимо просвещения горожан на тему инклюзии и формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ, в культурной среде Екатеринбурга организуется система мер по включению детей и молодежи с ограничениями в здоровье в социально-культурные практики.

В школах художественного дополнительного образования дети с особыми потребностями обучаются по общеразвивающим программам и даже по предпрофессиональным дополнительным образовательным программам, в том числе на дому (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В музеях Екатеринбурга действуют адаптированные программы или специальные направления по работе с людьми с расстройством аутистического спектра, незрячими, слабослышащими. Например, в музее изобразительных искусств успешно реализуется проект для слабовидящих и незрячих детей «Искусство на кончиках пальцев». На занятиях используются тактильные репродукции картин.

В арсенале Екатеринбургских библиотек – фонды аудиокниг и книг со шрифтом Брайля. Сотрудники проводят мастер-классы и семинары для людей с ОВЗ и их семей. Широко практикуется библиотечное обслуживание маломобильных категорий граждан на дому.

В Екатеринбургском зоопарке систематически идут анималотерапевтические занятия для детей с ОВЗ (в основном, с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра) с использованием ручных животных, которые помогают участникам в расширении круга общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.

В культурно-досуговых центрах по месту жительства горожан проводятся инклюзивные фестивали и конкурсы, предоставляются площадки и ресурсы для проведения мероприятий некоммерческих организаций, реализующих проекты помощи детям и взрослым с ограничениями в здоровье.

В театрах организована доступность для маломобильных граждан (при невозможности установки специального оборудования используются ресурсы сотрудников, прошедших специальное обучение или инструктаж, привлекаются волонтеры, студенты, военные), что позволяет людям с нарушением слуха и зрения, передвигающимся на колясках, посещать спектакли. В Екатеринбургском театре юного зрителя реализуется проект «Просцениум», в рамках которого артисты выезжают со спектаклями к детям, которые по состоянию здоровья и другим причинам самостоятельно театр посетить не смогут (специализированные детские дома, школы и интернаты).

Отдельным направлением работы в культурной среде Екатеринбурга стала деятельность инклюзивных коллективов. В Екатеринбурге существует девять инклюзивных театров различной ведомственной принадлежности с уже сформированными коллективами, показывающими удивительные результаты на местных и всероссийских фестивалях и конкурсах:

  • театр жестов для детей с нарушением слуха «Театр на ладони» (на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»);
  • театр «#ЗаЖивое» для подростков и взрослых с РАС (на базе Ельцин Центра);
  • театральная мастерская «Алые паруса» для детей с ментальными особенностями (на базе МБУК ЕДШИ «АртСозвездие»);
  • филиал Московского центра творческих проектов «Инклюзион» проводит занятия для детей с различными особенностями здоровья;
  • танцевальная театр-студия «Другие» для детей, подростков и взрослых с РАС, созданная родителями детей с особенностями ментального развития;
  • творческий союз «СоБытие» включает в танцевально-театральные постановки детей с нарушением зрения;
  • танцевальная студия «Движение» для детей с нарушением зрения (на базе «Екатеринбургской школы-интерната № 10, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы»);
  • театральная студия «Солнечный бубен» для людей с синдромом Дауна и их родителей (действует в рамках проектов Ассоциации организаций и граждан «Особые люди»).

Многие из этих коллективов не только нашли признание публики в Екатеринбурге, но и завоевали всероссийскую известность. Например, инклюзивный театр-студия «ORA» при благотворительном фонде «Верба» – лауреат, димпломант городских, областных, российских фестивалей и конкурсов инклюзивного творчества; участник Фестиваля особого театра «Протеатр». Первый спектакль «Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» (реж. Л. Л. Абашева) вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая Маска» 2016 – 2017 г. в категории «Музыкальный театр».

Для повышения коммуникативных и профессиональных компетенций при взаимодействии с детьми и взрослыми с инвалидностью для участников культурного пространства проводятся системные и разовые образовательные проекты для представителей некоммерческих организаций, волонтеров и тьюторов; для педагогов общего и дополнительного образования; сотрудников контактной зоны, специалистов и руководителей учреждений культуры:

  • курсы повышения квалификации и узконаправленные семинары для преподавателей дополнительного образования, которые позволяют освоить методики занятий с детьми с особыми потребностями для обучения их музыке, живописи, танцам и другим творческим видам деятельности;
  • семинары, вебинары, научно-практические конференции, форумы, лекции, круглые столы для сотрудников сферы культуры, благодаря которым у специалистов появляется понимание специфики работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, важности инклюзивного подхода, особенностей создания безбарьерной среды в учреждениях;
  • практические мастер-классы по взаимодействию с людьми с ОВЗ с привлечением экспертов с инвалидностью, которые разрушают сложившиеся стереотипы о беспомощности и нетрудоспособности людей с особыми потребностями;
  • «Уроки доброты» для детей с нормой здоровья в школах дополнительного образования и в секциях, которые учат толерантности, доброте и позволяют с раннего возраста готовить детей к миру, в котором у людей с инвалидностью будут равные права и возможности.

Несмотря на то, что решение проблем людей с ОВЗ стало одним из приоритетных направлений деятельности различных структур и ведомств, учреждений и организаций, на пути создания инклюзивного общества в Екатеринбурге возникает множество проблем, которые необходимо решить.

  • Недостаток материально-технического обеспечения. Недоступность некоторых объектов для маломобильных граждан, отсутствие специального оборудования для людей с проблемами со слухом и зрением, адаптированных программ для людей с РАС и другими ментальными особенностями.
  • Ошибки в создании архитектурной универсальной доступной среды – нарушение эстетического облика зданий и открытых пространств. Установка дорогостоящих, но технически неудобных средств доступности: неправильные пандусы, поручни, лифты; недоступные таблички и указатели со шрифтом Брайля и т.д.
  • Дефицит узконаправленных специалистов. В процессе работы с людьми и особенно с детьми с ОВЗ должно участвовать большое количество разных специалистов – социальных педагогов, психологов, дефектологов;
  • Отсутствие достаточной информированности жителей города. От незнания особенностей людей с инвалидностью часто происходят конфликты и вопиющие ситуации с ущемлением прав человека с инвалидностью.
  • Отсутствие рекламной коммуникации для продвижения инклюзивного творчества как самоценного, имеющего высокий художественный уровень и культурный спрос, из-за чего оно пока не нашло своего массового зрителя.
  • Формализация и обесценивание инклюзивного подхода к организации культурных инклюзивных проектов. Организаторы всех уровней (власть, НКО, бизнес) по-прежнему или создают не инклюзивные проекты и мероприятия, а направленные исключительно на людей с инвалидностью, тем самым еще больше отдаляя их от общества, или называют инклюзивным проектом любое мероприятие, на котором присутствует, например, один человек с инвалидностью.

Выводы и рекомендации

Для повышения социальной ответственности и реализации ее в Екатеринбурге необходимо, в том числе:

  • закладывать принципы социальной ответственности в приоритеты каждой организации, будь то бизнес, культура или образование; это реализуется через включение социальной ответственности в стратегию развития организации;
  • ориентировать организации на долгосрочную перспективу деятельности в местном сообществе через системную работу в области социальной ответственности; важно выработать критерии и показатели ее эффективности и качества – от материально-технического обеспечения универсальной среды до реализации инклюзии;
  • обеспечить целевую подготовку узконаправленных специалистов – социальных педагогов, психологов, дефектологов, достаточное наличие которых есть гарантия качественной работы с людьми, имеющими ограничения в здоровье; это возможно реализовать через внедрение системы целевых показателей в вузах;
  • раскрывать для общества потенциал корпоративной социальной ответственности и поощрять ее развитие через проведение ежегодного конкурса социально ответственных организаций города по различным номинациям;
  • объединять разные сообщества инициативных людей для системной и неформальной работы через реализацию социально значимых проектов; это будет способствовать укреплению связей между ними и позитивно влиять на социальную атмосферу города.