Обсудить

Скачать

5.5. Музеи

Музеи являются важнейшим институтом современной цивилизации. Музеи – естественная образовательная среда и ключевой пункт формирования исторической памяти. Именно в музее связь прошлого, настоящего и будущего является не абстрактной идеей, но реальностью, пронизывающей человека, семью, общество, события.

В музеях в овеществленном виде хранятся и воспроизводятся культурные и нравственные ценности, формируется национальная и локальная идентичность, воспитывается патриотизм, эстетический вкус, задаются отношения с гением места.

Место музея в культурном пространстве города

Музеи являются точками притяжения гуманитарной интеллигенции – тех, кто рефлексирует, формирует «локальный дискурс» и заинтересован в городе как культурном пространстве. Периодически попадая в федеральную новостную ленту, музейные проекты занимают значительное место в информационной повестке города и области. В то же время музеи, как правило, самые доступные культурные объекты для широких слоев населения.

Музейные экспонаты и проекты –важный инструмент региональной дипломатии и внешних коммуникаций. Музейные экспонаты (в Екатеринбурге – такие, как скульптура Н. Лаверецкого «Россия», наградное оружие, самоцветы) присутствуют в символических и властных репрезентациях и обменах. Музеи – демократичное и продуктивное место встречи власти с народом: здесь проводятся официальные церемонии, презентации, благотворительные акции.
Наконец, музеи – эффективные площадки для взаимодействия бизнеса с сообществами, реализации и репрезентации благотворительных и партнерских проектов, беспроигрышный имиджевый инструмент для финансовых и промышленных компаний.

Музей формирует и транслирует территориальную идентичность на внутреннем и внешнем контурах:

  • Создает образ города и горожанина в его собственных глазах, как обитателя родного пространственно-временного континуума, помогает найти свое место в различных социальных масштабах и исторических ритмах города и страны.
  • Создает образ города и горожанина в глазах внешнего наблюдателя. Именно музей является главной физической (а не виртуальной) площадкой, позволяющей гостю узнать, идентифицировать город и его жителей, найти и запомнить отличия от других мест и их обитателей.

Информационная, «цифровая» эпоха, изменившая характер наследования культуры, трансляции знаний и проектирования будущего поставила музей перед вопросом о том, как сохранять память и воспроизводить идентичность в новых условиях. Ответа на этот вопрос пока нет, и это – серьезная проблема. Судя по всему, мы находимся в начале процесса изменения роли музея в обществе. Характеристики этого процесса – следующие:

  1. Развенчание музея. За два столетия музей превратился в монумент, в вершину иерархии культурных смыслов и ценностей. Но эта тщательно выстроенная иерархия сегодня становится неочевидной для нового типа культуры, в которой каждое поколение в течение жизни гораздо больше создает нового, чем наследует. На наших глазах модель взаимодействия с музеем как с монументом поклонения меняется на нечто пока неизвестное, причем термины «интерактивность», «культура участия» – пока лишь пустые слова, обозначающие, скорее, нашу беспомощность, чем понимание ситуации.
  2. Музей как часть «тусовки». Обычным для мегаполиса становится коллективное обитание в публичных пространствах. Активные группы горожан осваивают город в разного рода коллективных практиках – фестивалях опен-эйр, фан-зонах чемпионатов, городских экскурсиях, кинопоказах, ворк-аутах, среди которых музей порой становится пунктом маршрута уличного потребления, наряду с уличной едой и кофе на вынос. Именно так «тестирует» музеи современная городская молодежь.
  3. Цифровой шум. По прошествии полутора-двух десятков лет обнаруживается иллюзия всемогущества цифровых технологий. «Бедные» музеи мечтают получить дополнительный компьютер, в то время как хорошо субсидируемые музеи насыщают музейное пространство всевозможными устройствами, никак не влияя на парадигму экспоната и модель пользователя. Это приводит к зашумленности пространства и девальвации предмета хранения.
  4. Консьюмеризм и развлечение. Многолетняя практика переориентации музея на модель «сферы услуг» привели к размыванию ценностной основы музея. Одной из причин того, что музей отказывается от ценностной модели в угоду консьюмеристской является то, что в основу трансформаций 90-х были положены идеи имиджевой привлекательности, значимости в рейтинге посещаемости, маркетинга как основы взаимодействия с посетителем, «количества как качества». Очевидно, что поведение массового посетителя все больше обусловлено образцами и коммуникативными схемами социальных сетей и связанной с этим демонстративной публичностью, поверхностностью и необязательностью.

Музейная среда Екатеринбурга

Неизменным фактическим условием сегодняшней проектной ситуации в Екатеринбурге является различие музеев по ведомственной подчиненности. Это различие определяет, как финансовые возможности, так, и что более важно, - межмузейную корпоративную политику и коммуникацию, сами мотивы и цели музейной деятельности в городе. Исследовательская задача музейного сообщества – описание и сопоставление декларируемых миссий этих институций, поиск необходимой и достаточной общей платформы для их участия в «екатеринбургском проекте». Проектная задача – разработка конфигурации музейных практик на базе этой платформы.

В силу особенностей законодательства о местном самоуправлении и бюджете, а также ряда других причин, музей уступает в приоритете другим культурным отраслям и инициативам (академические исполнители, областные театры и филармония, массовые события – День города, «Ледовый городок», массовое образование в сфере культуры и искусства – художественные школы, студии). Музеи проигрывают массовым явлениям и событиям по охвату аудитории, и с точки зрения окупаемости, считаются наиболее затратными учреждениями.

Вместе с тем, именно музеи являются активнейшими поставщиками информационных поводов для массовой и профессиональной аудитории и, опираясь на культурное наследие – научные данные, артефакты и экспонаты, имеют большое влияние на содержание и облик городской культуры.

По доступности услуг музеи конкурируют с театрами и филармонией, – с одной стороны, и с Домами культуры, – с другой. Большинство «видимых» музеев города находится в центральном, «золотом квадрате» улиц Первомайская – Восточная – Куйбышева – Московская, в спальных районах их нет. Такие музеи, например, как музей воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» или музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави» практически не распознаются горожанами, а музей Уралтрансмаша или музей «Артиллерийский Завод № 9», обладающие уникальными экспонатами, – вообще terra incognita для обычного горожанина. Таким образом, в приоритетном посещении горожан и, тем более, гостей находятся не более десятой части музеев города.

Основными параметрами успешности музея как института памяти и идентичности является, во-первых, умение создавать здоровую, психологически благополучную атмосферу города для горожан, во-вторых, способность актуализировать и транслировать «гений места», связывая образ Екатеринбурга с ценностями высокого порядка.

Важным условием, обеспечивающим выполнение вышеуказанной миссии, является «внятная видимость» музея в пространстве города, как для туристов и жителей иных мест, так и для горожанина с малых лет и до старости. Исследовательская задача для музейного сообщества – выяснить степень видимости музеев города, проектная – предложить методы и инструменты ее повышения.

В Екатеринбурге действуют 3 федеральных музея, три областных (с 6 филиалами), 5 муниципальных (с 8 филиалами), 6 крупных частных корпоративных музеев, 20 ведомственных (заводских и вузовских) музеев, более 10 частных общественных музеев и галерей, около 14 квазимузеев.

Федеральные музеи
  • Государственный центр современного искусства (РОСИЗО), Уральский филиал
  • Музей первого президента России Б.Н. Ельцина
  • «Россия-моя история. Свердловская область», мультимедийный исторический парк
Областные музеи
  • Свердловский областной краеведческий музей им. О.Е.Клера и его филиалы:
    • музей истории и археологии Урала;
    • музей природы;
    • музей радио им. А.С. Попова;
    • дом Агафуровых, музейный клуб;
    • музей истории плодового садоводства Среднего Урала;
    • художественный музей Эрнста Неизвестного;
    • музей боевой славы Урала.
  • музей воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия»
  • музей истории камнерезного и ювелирного искусства.
Муниципальные музеи

В том числе:

  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств с филиалами:
    • музей наивного искусства;
    • культурно-просветительный центр «Эрмитаж – Урал» (строится к 2020 году);
    • фондохранилище с реставрационными мастерскими (строится к 2020 году);
    • центр камнерезной культуры «Турмалин» (Пушкина, 5);
  • Объединенный музей писателей Урала с филиалами:
    • музей «Литературная жизнь Урала XIX века»;
    • музей «Литературная жизнь Урала XX века»;
    • мемориальный дом-музей П.П. Бажова;
    • мемориальный дом-музей П.П. Бажова (г.Сысерть);
    • литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка;
    • литературно-мемориальный дом-музей Ф.М. Решетникова;
    • музей кукол и детской книги «Страна чудес»;
  • Музей истории Екатеринбурга с филиалами:
    • фотографический музей Дом Метенкова;
    • музей водонапорной башни;
    • музейно-культурный кластер «Тургенева, 15»;
    • мемориал жертв политических репрессий 12 км Московского тракта;
  • Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»
  • Музей памяти воинов-интернационалистов Шурави, а также в перспективе входящий в агломерацию Большой Екатеринбург и уже все больше оказывающий влияние на музейные маршруты гостей Екатеринбурга Верхнепышминский исторический музей.
Крупные корпоративные и частные музеи
  • музей Боевой славы Урала, Верхняя Пышма;
  • музей военной техники УГМК, Верхняя Пышма;
  • XX век АВТО, музей автомобильной техники УГМК, Верхняя Пышма;
  • музей «Газпромтрансгаз» Екатеринбург;
  • Главный проспект, владелец Олег Гусев;
  • Музей энергетики Урала, «Свердловэнерго», Энергетические системы Урала;
  • Галерея современного искусства, владелец Александр Пумпянский.
Ведомственные музеи

(Многие музеи работают в постоянном режиме, но есть и те, которые открыты, в основном, по заявкам и к датам. Представляют собой хранение и фиксацию основной деятельности, этапы истории или жизни личности, учреждения или предприятия – документы и афиши, макеты и модели, костюмы и спецодежду.)

  • Ганина Яма, музейно-выставочный центр;
  • музей Святой Царской Семьи;
  • музей архитектуры и дизайна, УрГАХУ;
  • музей Б.У. Кашкина, УрФУ (Уральского федерального университета им.Б.Н.Ельцина);
  • Екатеринбург-Центральный, музей гостиницы;
  • музей гигиены;
  • музей истории трамвайно-троллейбусного управления;
  • музей истории Уралмашзавода;
  • музей истории Уралхиммаша, ОАО Уральский завод химического машиностроения;
  • музей истории Главного управления МВД России по Свердловской области;
  • музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги;
  • музей истории УрГПУ (Уральского государственного педагогического университета);
  • музей кино и мультфильмов;
  • музей Оперного театра;
  • музей космонавтики и ракетно-строительной техники НПО «Автоматики»;
  • Дендропарк, галерея-выставка;
  • музей Свердловской областной клинической больница №1;
  • Свердловский областной музей истории медицины, подразделение медколледжа;
  • Уральский геологический музей при Уральском горном университете;
  • музей РГППУ (Российского государственного профессионально-педагогического университета);
  • музейно-выставочный комплекс УрФУ (Уральский политехнический институт им.С.Кирова);
  • музей ФСБ (закрытый).
Небольшие частные и общественные музеи
  • екатеринбургский музей В.С. Высоцкого;
  • музей Невьянской иконы;
  • музей художника Миши Брусиловского;
  • музей-шахта, музей золотодобычи, г. Берёзовский;
  • музей С.С. Алексеева, правоведа, создателя Российской Конституции;
  • Ural Volley, музей волейбола;
  • музей Святости и Исповедничества;
  • музей карикатуры;
  • фонд «Культурный транзит»;
  • художественные галереи: «Антонов», «ПоЛе», «УралВижнГэлери», Галерея русского искусства «Олд-Арт», «Окно», «Шлем».
Квазимузеи

(Площадки, предоставляющие досуговые и развлекательные услуги, не отвечающие требованиям музейного хранения и учета, их отличает стихийный или любительский способ комплектования и музеефикации. Финансовая основа деятельности – вложения собственников, добровольные пожертвования и входная плата).

  • антимузей компьютеров и видеоигр;
  • Барабанный дом, музей-театр;
  • музей «Белая башня»;
  • музей конструктивизма «Ячейка F»;
  • Военно-исторический музей Военно-морского флота;
  • «Карнавал Прекрасных Дам», музей-студия;
  • ЛОМ, музей скульптуры, парк В. Маяковского;
  • музей звукозаписи;
  • «Об ЭТОМ», музей эротики;
  • «Русская изба», этнографический музей;
  • «Сделано в СССР», музей советского быта;
  • Центр истории Свердловской области;
  • Выставка «Опорный край России»;
  • ETS Classic Cars, авто-мото-ретро музей;
  • музей Свердловской телестудии.

Музеи Екатеринбурга в медиапространстве

Рекламный бюджет музеев оставляет желать лучшего – полноценные и адекватные медиапланы отдельных проектов возможны лишь при наличии спонсоров выставочных проектов. Реклама государственных музеев – преимущественно событийная, частных и корпоративных – сетевая, у ведомственных музеев ее нет. Главными носителями информации о музейных проектах и событиях являются сайты музеев, уличная реклама и анонсы на радио. С точки зрения интенсивности коммуникации с медиа и присутствия журналистов в освещении событий, на первом месте – информационные, событийные порталы – Justmedia, IT'S MY CITY, «Моменты», 66.ru и другие. Востребованность и влияние этих носителей остается неизученной.

Представительство музеев в сети носит справочный характер и в основном играет роль расширенной визитной карточки. Каждый государственный и крупный частный музей имеет свой сайт, обновление структуры и дизайна происходит раз в 5-10 лет Ведомственные и квазимузеи довольствуются страничками в соцсетях. На сайтах государственных и ведомственных музеев существуют системы электронного заказа билетов, независимая оценка качества, формы обратной связи, эффективность которых подлежит проверке. Музеи индексированы в поисковых системах и туристических ресурсах с инструментами оценки и публичных откликов.

Музеи ушли со страниц ежедневной и еженедельной периодической печати, и сама печать почти исчезла из жизни горожан. Ежемесячный журнал «Культура Урала» - по сути ведомственное издание, востребованное в среде самих театралов и работников госучреждений. В формате новостей наиболее информативным и эстетически привлекательным является портал «Культура Екатеринбурга» (http://культура.екатеринбург.рф). В качестве поощрения культурной журналистики, для журналистов и блогеров, пишущих о культуре, по инициативе Государственного Эрмитажа, Благотворительного фонда Владимира Потанина, Екатеринбургского музея изобразительных искусств учрежден конкурс профессионального мастерства им. В. Ю. Матвеева «Искусный глагол». Очевидна потребность в площадке для популярного и профессионального описания и размышления о музейных событиях, проектах и проблемах.

В культурном пространстве Екатеринбурга присутствуют институции, которые могли бы оказывать более значительное влияние на музейную среду города, обсуждение профессиональных задач и проектов музея. Эти площадки – Кафедра истории искусств и музееведения УрФУ, Кафедра культурологии и дизайна УрФУ, Кафедра актуальных культурных практик Екатеринбургской академии современного искусства, Уральский региональный институт музейных проектов и студия музейного проектирования «Артефактум».

Вклад музеев в символический капитал Екатеринбурга

Музейные коллекции – важнейший источник информации для символического капитала. Их общая представленность на актуальной карте символических ресурсов видится нам следующим образом.

  1. «Город-завод, город-изобретатель». Индустриальное наследие, промышленное освоение Урала и индустриализация представлены в государственных, ведомственных и частных музеях Екатеринбурга наилучшим образом. Осмысление индустриального наследия Урала является содержанием Уральской международной индустриальной биеннале современного искусства.
  2. «Столица современного искусства». Художественная культура и искусство представлены в музеях Екатеринбурга всеми жанрами, стилями и эпохами – от античности до новейших течений, естественно включая и региональные традиции. Разумеется, в музеях Екатеринбурга есть и шедевры мирового уровня.
  3. «Центр старообрядчества и меценатства». Меценатство и благотворительность, составлявшие основу культурной жизни Урала в XVIII-XIX вв., представлены отдельными экспозициями о старообрядчестве, выставками посвященными дарению художественных ценностей, мемориальными зданиями, и усадьбами благотворителей: Харитоновых-Расторгуевых, Агафуровых, Поклевских-Козелл.
  4. «Столица Урала – третья столица России». Уникальность места Екатеринбурга на политической карте России, характеризуемая как своего рода автономность, представленная в истории личностями бунтарского склада, раскольничеством и революционными процессами, присутствует в музеях фрагментарно, наиболее детально, но односторонне фиксируя события 1990-х, связанные с Б. Н. Ельциным в Ельцин-центре.
  5. «Город-тракт». Новейшая ипостась Екатеринбурга – финансово-промышленный и торговый хаб России – никак не представлена в музеях, и пока еще отсутствует в научных и художественных рефлексиях.

В музеях Екатеринбурга хранятся артефакты федерального и мирового уровня. Их вовлеченность в символическую капитализацию города на сегодняшний день такова:

  1. Актив (артефакты хранятся и экспонируются, но нуждаются в дополнительной валоризации):
    • Шигирский идол и первобытная археология;
    • Каслинский павильон;
    • живопись русского авангарда;
    • изобразительное искусство советского периода, преимущественно индустриальной тематики.
  2. Потенциал символического капитала в музейном содержании (собрано, но экспонируется редко, бессистемно и разрозненно):
    • «Звериный стиль» и археология металлургии;
    • минералогия и металлургия Имперского периода;
    • горнозаводская и старообрядческая культура;
    • старообрядческое искусство – икона, крюковое письмо, роспись, меднолитая пластика;
    • этнография народов и межнациональный мир;
    • оборонная промышленность и процессы выковывания «нового человека».
  3. Пассив (практически отсутствие артефактов в собраниях, отсутствие научно-художественного осмысления или систематических экспозиций):
    • археологические полевые памятники;
    • меценаты Екатеринбурга;
    • искусство нонконформизма и аутсайда;
    • конструктивизм, промышленная архитектура и инженерное проектирование;
    • научно-техническое наследие;
    • кинематограф, анимация и театр;
    • музыка (академическая музыка и свердловский рок-клуб);
    • миры Крапивина, уральское фэнтези.

Все эти музейные комплексы, артефакты и шедевры создают объемный и динамичный образ Екатеринбурга, и в случае умелого позиционирования могут стать бесценным вкладом в символический капитал города.

Музейная аудитория Екатеринбурга

По целям посещения и способам взаимодействия с музеем аудиторию можно разделить на три группы, каждая из которых требует своей, особой коммуникативной стратегии:

  1. Лица, осведомленные об услугах музея, и пользующиеся ими.
    Стратегия: подтверждение лояльности этой группы и использование ее в качестве носителя и транслятора ценностей музея.
  2. Лица, осведомленные об услугах музея, но, в силу каких-то причин, не пользующиеся ими.
    Стратегия: поиск места музея в повседневной или профессиональной жизни представителей этой группы. Предложение дополнительных услуг.
  3. Лица, осведомленные об услугах музея, но предпочитающие другие музеи (например, за рубежом).
    Стратегия: Поиск и предложение уникального музейного содержания, Лица, не осведомлённые об услугах музея, и в силу этого не пользующиеся ими.
    Стратегия: Актуализация музейного предложения для представителей этой группы.

По регулярности посещения музеев аудиторию можно разделить на актуальную и потенциальную.

Актуальная аудитория, т.е. люди, более или менее регулярно посещающие музеи Екатеринбурга, отмечающие, что «бывают в музее»:

  1. Технически или гуманитарно образованные горожане среднего возраста и средних доходов – следят за событиями в культуре и искусстве, имеют сформированный вкус и пристрастия. Посещают музей семьями или дружескими группами (как правило - женскими). Участвуют в программах культурного досуга и маршрутах выходного дня, ходят на экскурсии, посещают лекции.
  2. Учащиеся общеобразовательной школы, дети всех возрастов – ходят в музей в составе организованных групп с заказом экскурсий. Посещение мотивировано учебным планом, интересами учителей и активностью родителей. Восприимчивы к новому, любознательны и обладают живой непосредственной реакцией.
  3. Светская публика – неширокий круг интеллигенции, преподавателей, работников культуры и искусства, арт-критиков, студенты гуманитарных специальностей. Посещают громкие и модные события, часто по нескольку раз. Живо реагируют на медийные события, любознательны и открыты, обладают остро критическим суждением.
  4. Пожилая аудитория разного достатка и достаточно высокого образовательного уровня – старается по возможности посещать все доступные культурные события и площадки классического формата – консерватории, музеи, театры, лектории. Обладая традиционными вкусами и привязанностями, в то же время – любознательны и открыты новому. Нуждаются в комфортных условиях посещения и восприятия экспозиции.
  5. Молодые семьи, чаще мамы с детьми – постоянные посетители выставок и познавательных мероприятий, приходят в музей в основном ради развлечения и отдыха. Требовательны как к эстетическому содержанию программ и экспозиций, так и к удобству посещения.
  6. Немногочисленная аудитория с особыми потребностями – инвалиды и воспитанники социальных учреждений. Содержание музейной экспозиции служит средой для социальной интеграции и адаптации. Взаимодействие с такой аудиторией требует предварительной и специальной подготовки, разработки методики музейной коммуникации, приведения в порядок музейной инфраструктуры, сегодня практически не готовой к принятию этих групп посетителей.
  7. Наименее обширная и предсказуемая аудитория – гости из других регионов и из-за рубежа. В силу слабости отрасли въездного туризма постоянный поток туристических групп отсутствует. Ориентированы на массовые и популярные места – такие как Ганина Яма, Храм-на-Крови, граница «Европа-Азия». Иностранные и столичные посетители оказываются в музеях Екатеринбурга в рамках культурной программы научных и деловых мероприятий чаще, чем на организованных туристических маршрутах. Содержание этих визитов определяется предпочтениями организаторов.
  8. Особый формат взаимодействия требуется для аудитории массовых акций – «Ночи музеев», музейных вечеров, «Ночи искусств». Посещение музея в таких форматах является переходным состоянием, предполагающим последующее взаимодействие с музеем или отказ от него.

Потенциальная аудитория, люди и группы, не посещающие музеи или оказывающиеся в них по случайности.

  1. Лица, неосознанно, но добровольно исключившие себя из актуальных культурных практик Екатеринбурга, социально неблагополучные слои населения, жители рабочих окраин, лица низкого культурного уровня и потребностей, невзыскательные потребители, трудовые мигранты.
  2. Лица с высоким социальным и имущественным статусом, высокооплачиваемые чиновники, собственники или топ-менеджеры, которым легко доступны мировые музейные предложения и шедевры, но статус ограничивает доступность музеев городских.
  3. Лица, вынужденно исключенные из актуальных культурных практик, обитатели закрытых, режимных и социальных учреждений и другие «невидимые» жители города (вопрос требует исследования).

Технологии развития музеев

Музеи пытаются осваивать практики «культуры участия», выстраивания индивидуальных траекторий освоения музеев, но пока эти модели находятся в стадиях теоретической разработки или проектных набросков (материалы XI Всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 6–7 октября 2014 г., Издание «Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества» – СПб, 2015., Номинация «Культура участия» в грантовом конкурсе 2018 г. «Музей 4.0» Фонда Потанина).

На наш взгляд, единственно возможные технологии создания «культуры участия» - это технологии управления и менеджмента музея в изменяющейся социальной и институциональной среде. Таких технологий в музейной среде Екатеринбурга пока не создано или они не применяются. Сегодняшний музейный менеджмент готов лишь решать вопросы выживания, удерживать музеи «на плаву». Такая постановка задач характерна, как для государственных (муниципальных), ведомственных (корпоративных), так и для частных музеев.

В российском музейном пространстве наблюдается приоритет маркетинговых инноваций перед управленческими. Маркетинговые инновации нацелены на развитие музеев в направлении «драйверов развития территорий» Это тема симпозиумов, семинаров и программ повышения квалификации на базе таких организаций, как IBA (альянс компаний, специализирующихся в области информационных технологий, разработчиков, производителей и поставщиков решений и услуг в ИТ-сфере), НИУ ВШЭ, Школы управления «Сколково». Однако реализация маркетинговых стратегий невозможна без разработки инструментов управления.

Любая социально-производственная система осуществляет свою деятельность в двух режимах – функционирования и развития.

Актуальными задачами управления функционированием музея являются:

  1. мотивация специалистов и сотрудников к поиску новых форм работы с музейными предметами, обеспечение их сохранности;
  2. формирование условий для их творческой и инновационной деятельности с аудиторией и изучение постоянно меняющихся интересов различных целевых аудиторий музея;
  3. эффективная работа над новыми формами публикации музейных коллекций на основе новых подходов к самой музейной коммуникации, просветительской и научной работе.

Актуальными задачами управления развитием музея являются:

  1. мобилизация сотрудников на поиск противоречий и прогнозирование ситуаций;
  2. внедрение технологий мониторинга музейных тенденций, городской среды, сферы въездного туризма, нормативных актов;
  3. организация группового анализа проблем и генерирования решений, то, есть, по сути, запуск лабораторной и проектной работы.

Перед музейным сообществом стоит исследовательская задача – подтвердить или опровергнуть наличие технологий управления, соответствующих новым вызовам. Проектная задача – обозначить оптимальный набор инструментов музейного менеджмента, адекватных потребностям развития городской музейной среды. Одно из главных препятствий в развитии музейной сферы состоит в том, что «управление», «разработка критериев результативности и экспертиза» и «бюджетирование» не разделены, в результате чего подлинным адресатом музейной деятельности становится не посетитель, а вышестоящий орган, с единой функцией оценки, управления и финансирования.

Лаборатория музейного проектирования или группа прорыва

Управление развитием музейной среды может быть реализовано силами самих музеев, обладающих разной подчиненностью, опытом исследовательских практик и выходом в сферы принятия решений. Необходимо создание «клубной» площадки для совместной рефлексии и разработки проектов ближайшего развития городской музейной среды.

Основная задача «музейного клуба» – предоставлять мониторинг и обратную связь для структур управления, при этом необходимо преодолеть порочный круг зависимости от превратно понятой социологии, опоры на количественные показатели и опросы, а также диагностические процедуры, некритически заимствованные из маркетинговых исследований потребительского поведения.

Для выполнения основной задачи «музейного клуба» необходимо:

  1. разработка критериев оценки качества и изменений среды музейных пользователей;
  2. разработка инструментов для переоценки и введения в оборот неактуализированного символического капитала Екатеринбурга в музеях;
  3. разработка языков и акцентов музейной коммуникации с пользователями в условиях динамичной городской среды;
  4. разработка и внедрение института экспертизы, систем критериев, оценки качества и результатов работы музея;
  5. разработка проектных инструментов - алгоритмов, регламентов и стандартов, KPI, ERP-систем, направленных на оптимизацию процессов управления в музее и реализацию инновационных проектов;
  6. оценка готовности и компетентности кадрового состава музеев, организационных и экономических, юридических, материально-технических оснований для реализации программ развития;
  7. разработка и обеспечение музеев программами переподготовки кадров и повышения квалификации.

Ключевые направления исследовательских и проектных действий:

  1. музей как место коллективной и индивидуальной памяти, символический капитал музея;
  2. музейное посещение, его структура, ритмика, транзитивность (т.е. податливость музея к построению посетителем собственного содержания);
  3. музей как публичное пространство внутри себя и в городской сети;
  4. музей как бренд, символ и образ культурной среды Екатеринбурга.

Критерии эффективности и эффективное управление

Важнейшей задачей проектирования развития музейной среды Екатеринбурга является пересмотр критериев качества и эффективности работы музея. Инструмент оценки эффективности музея необходим для:

  • музейной самооценки и постановки задач развития;
  • оценки деятельности музея учредителями и распорядителями бюджета;
  • публичной оценки музеев;
  • эндаумент-фондов и поддержки музейной деятельности в виде премий, грантов;
  • разработки рейтингов музеев РФ.

Сверхзадача – добиться взаимного и однозначного соответствия критериев и показателей деятельности музея его ресурсному обеспечению.

Действующая система оценки музеев складывается из количественных показателей государственного (муниципального) задания, в связи с которым утверждается бюджетное финансирование, и системы независимой экспертной оценки качества.

Количественные показатели:

  1. Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций (в стационарных условиях, вне стационара, удаленно через сеть Интернет) – кол-во посетителей.
  2. Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок (в стационарных условиях, вне стационара, удаленно через сеть Интернет) – шт.
  3. Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций, – ед.
  4. Осуществление реставрации и консервации музейных предметов, музейных коллекций, ед.
  5. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий, – шт.:
    • культурно-массовые (иные зрелищные мероприятия);
    • мастер-классы;
    • творческие встречи;
    • публичные лекции;
    • презентации;
    • творческие (фестиваль, выставка, конкурс, смотр);
    • методические (семинар, конференция).

Система независимой (экспертной) оценки качества:

  1. Открытость и доступность информации о муниципальном учреждении культуры:
    • режим работы учреждения культуры, удобный для посетителей;
    • наличие сайта, on-line услуг;
    • наличие публичных отчетов о деятельности учреждения культуры;
    • информирование населения о своей деятельности различными формами и методами.
  2. Комфортность условий и доступность получения услуг в муниципальном учреждении культуры, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
    • получение своевременной и полной информации об услугах и порядке их оказания;
    • предоставление сервисных услуг (ксерокопирование, сканирование, WI-FI и других);
    • оборудование здания (помещений) современными средствами и специальной мебелью;
    • санитарное состояние помещений (состояние туалетных комнат, питьевая вода, наличие гардероба);
    • состояние территории, внешнего вида здания, температурного режима помещений;
    • наличие условий для обеспечения безопасности посетителей (получателей услуг).
  3. Ценовая доступность получения услуги в муниципальном учреждении культуры.
  4. Время ожидания в очереди при получении услуги в муниципальном учреждении культуры;
  5. Доброжелательность, вежливость и компетентность работников муниципального учреждения культуры;
  6. Удовлетворенность качеством обслуживания в муниципальном учреждении культуры.

Противоречие критериев эффективности заключается в том, что признаки успешности музея радикально различаются в системах общественного мнения, профессиональной экспертизы, административной оценки и финансовой дисциплины. Для совершенствования оценки успешности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии. К базовым критериям относятся: Востребованность, Влиятельность, Доступность услуг и Экономическая устойчивость. Производные критерии позволяют конкретизировать процесс оценки базовых критериев по отдельным сферам и потребителям.

Базовые критерии

Производные критерии

Показатели

Востребованность

публикой

рост индивидуальной и коллективной посещаемости; расширение аудитории за счет новых форм презентации коллекций и актуализации экспозиционно-выставочного предложения; спрос на образовательные программы и прочие музейные продукты и услуги, развитие волонтерства

системой образования

развитие партнерства с образовательными учреждениями, реализация совместных образовательных программ, востребованность музейных образовательных Интернет-ресурсов

научной сферой

степень вовлеченности хранителей в работу с посетителями-специалистами, организация научных форумов, выпуск периодических научных изданий, развитие научного сотрудничества и научных достижений сотрудников музея

Влиятельность

признание музея, влияние на досуговые предпочтения населения

определяется поддержкой населением его социокультурных проектов, устойчивыми связями со СМИ, привлекательностью музея для проката выставок и привлечения его к участию в совместных выставочных проектах

развитие территории

оценивается через влияние музея на формирование региональных брендов и влияние его экспозиционно-выставочных проектов на культурную, социальную и экономическую жизнь региона

развитие музейной отрасли

оценивается через лидерство музея в области экспозиционных методов и технологий, влияние его экспозиции на методы и технологии создания экспозиций в других музеях и влияние выставочной политики музея на развитие экспозиционно-выставочной практики в целом

Доступность

доступности информации

определяется тематическим разнообразием виртуальных музеев и выставок, востребованностью музейного информационного центра, посещаемостью музейного сайта и музейных страниц в соцсетях

доступности музейных сервисов

складывается из доступности музея для посетителей с ограниченными возможностями, востребованности музейного кафе, электронной системы бронирования и предварительной продажи билетов

Экономическая устойчивость

эффективность управления

способность руководства музея оптимизировать расходование ресурсов и умение аккумулировать максимум ресурсов из внешней среды

доходность

раскрывается через увеличение объема и изменение структуры доходов музея, развитие музейной торговли и электронной коммерции, рост доходов музея от предпринимательской и иной деятельности

развитие партнерства

раскрывается через партнерские отношения музея и местных предприятий промышленности и бизнеса, активность и состав «Клуба друзей музея»

Сохранение культурного наследия в условиях роста востребованности

Отношения музея и посетителя продолжают развиваться в сторону возрастания роли посетителя. Открытость музея посетителю будет реализовываться на всех уровнях его деятельности: от внедрения инклюзивных программ, которые позволяют посещать музей ранее не включенным группам аудитории, до пересмотра концепций постоянной экспозиции музея. Также продолжится небольшой, но стабильный рост посещаемости, который будет обеспечен как интенсификацией работы с базовыми аудиториями, так и привлечением новых социальных групп. При этом будет сохраняться неравномерность посещения как сезонная, так и территориальная.

Необходимость исследования и прогнозирования динамики антропогенной нагрузки на музеи вызвана несколькими объективными факторами: общим ростом числа посещений музеев, новыми функциями музеев, новой моделью взаимоотношений «музей – посетитель», ростом значения посещаемости для экономики музея.

На рост посещаемости музеев активно влияют не только внутренние, но и внешние факторы: от социально-экономической ситуации в стране до месторасположения музея. Расчет оптимальной посещаемости для музея должен осуществляться сразу по нескольким параметрам, включая нормативы строительства общественных сооружений, требования безопасности посетителей и музейных объектов, комфортную емкость музейной экспозиции и нагрузку на дополнительные сервисы музея.

Пример. Показатели посещения за 16 часов проведения «Ночи музеев» в Екатеринбурге в мае 2018 г.:

  • Свердловский областной краеведческий музей (в т.ч. семь филиалов в Екатеринбурге) – более 14 тысяч посетителей;
  • Мультимедийный парк «Россия – моя история» – около 10 тысяч посетителей;
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств (в том числе Музей наивного искусства) – 7,5 тысяч посетителей.

Поскольку антропогенная нагрузка связана практически со всеми аспектами функционирования музея, общий эффект для ее оптимизации могут дать только комплексные меры.

Выводы и рекомендации

Музейная среда Екатеринбурга переживает кризис, в котором задействованы два ключевых фактора: влияние консьюмеристских ценностей и вызов новой, цифровой эпохи коммуникации. Играя важнейшую роль в хранении культурной памяти и формировании городской культурной среды, являясь одновременно престижными и демократичными площадками, музеи остаются на периферии медийного поля города и проигрывают в конкуренции с учреждениями более скорого «оборота».

А между тем именно музеи являются хранителями «гения места» Екатеринбурга и поставщиками материалов для символических ресурсов. Переоценка и актуализация музейного фонда в этом смысле может стать бесценным вкладом в символический капитал города.

Современные стратегии развития музейного дела находятся в зависимости от маркетинговых моделей, завещанных эпохой 1990-х гг. и новых моделей «культуры участия», находящихся сегодня в зачаточном состоянии. Очевидно, что успех развития музеев лежит в другой области – управленческой. В этом смысле необходимо создавать межмузейную платформу – своего рода «музейный клуб», который смог бы объединить музеи разных подчинений.

Оперативная задача «музейного клуба» – обеспечение мониторинга городской музейной среды и обратной связи с муниципальными властями. Более глубокими задачами является разработка параметров, гарантирующих успешность музейной работы. Основными из них являются следующие:

  1. совершенствование методов мониторинга социальных настроений, предпочтений и тенденций, оперативное обновление инструментария понимания музейной аудитории;
  2. разработка и грамотное применение критериев успешности музея, исходя из понимания миссии музея и его роли в развитии культурной среды Екатеринбурга;
  3. разработка механизмов самооценки музея, способных стимулировать развитие музея, указывая его направление с целью дальнейшего улучшения своей работы;
  4. формирование профессионального экспертного сообщества, способного критически осмыслять место музея в социально-исторической реальности Екатеринбурга и проектировать содержание и формы развития культурной среды города силами музейного сообщества, создавать партнерские сети, обеспечивающие узнаваемость «невидимых» музеев.