Обсудить

Скачать

5.7. Архитектура, городская среда

Архитектура в культурном пространстве

Архитектура - это выражение непространственной, внутренней сущности во внешней среде. С появлением человеческой культуры произошли изменения природно-материальной среды. Как только люди стали разделять места жизни, погребения, религиозных обрядов, началась архитектура – проекция зародившейся иерархии человеческих действий. Этот процесс Н.В.Топоров охарактеризовал как прорыв природно-материальной среды, перво-матрицы.

Пространство в свою очередь воздействует на архитектуру, задает условия возведения и эксплуатации. Поэтому реализованные объекты всегда являются синтезом внутренних устремлений и внешних факторов.

Адекватность окружению – одно из основных свойств хорошей архитектуры. Климатические, ландшафтные, экологические, функциональные аспекты накладываются на любой объект строительства. Однако важен не только материальный контекст, но и нематериальный. Пространство культуры наполнилось многотысячелетней историей и стало плотным символическим полем. Культура и история страны, города, района, квартала, двора, семантика места, топонимика, неповторимая атмосфера - это совокупность нематериальных характеристик среды, которые помогают создать качественные, продуманные, глубокие по смыслу объекты.

Начиная с первой половины XX века в архитектуре выхолащивается культурно-исторический аспект. Стремление к универсальному пространству создает безликую архитектуру. Объекты существуют в отрыве от контекста, невозможно определить в каком месте они возведены. Отсылая к идеям глобализации, современная архитектура в массе своей наполняет мир культурой Запада. Поскольку принципы минималистичной архитектуры были сформированы в протестансткой Европе и в США, то и ассоциируются они все равно с наследием этой культуры. Высотные знания из стекла и бетона, соседствующие контрастные объекты – органичнее всего смотрятся в самой Америке, на фоне чистого листа исторического контекста. Когда рядом нет городской усадьбы 300-летней давности, небоскреб не вызывает вопросов. Собственно в небоскребах или постулатах минимализма ничего принципиально плохого нет. Важно в любом проектировании сохранять ответственность перед культурой, характером места и качеством архитектуры. Как младенцу вредно для развития расти в пустой белой комнате, так и город для горожан должен быть многослойным, наполненным глубокими смыслами и символами пространством.

Правила ответственного проектирования включают: анализ истории места и формообразования пространства, анализ местного сообщества, преимущественное использование локальных материалов и технологий, бережное отношение к большим и малым объектам наследия, включение их в современные урбанистические процессы.

Архитектура, город и сообщества

В последние десятилетия наблюдается общемировой рост внимания к общественным пространствам и городской среде. Ряд исследований доказали огромное влияние городского пространства на социальные, экономические, экологические и культурные процессы.

Например, большие кластеры элитной бизнес застройки могут становиться очень опасными в ночное время суток. Микрорайоны с типовой застройкой препятствуют развитию малого бизнеса. Скучное однообразное уличное пространство не способствует длительным прогулкам с посещением кафе, магазинов и прочего. И напротив, разнообразная, богатая эстетически среда оказывает позитивное влияние и на сознание жителей, и на бизнес-процессы. Например, у детей, которые выросли в исторической, богатой смыслами, застройке, лучше память и внимание к деталям.

Важнейший аспект – роль местных сообществ. Во всем мире уделяется много внимания развитию взаимодействия горожан, проектировщиков и заказчиков. Местные жители и другие заинтересованные стороны вовлекаются в проектирование важных для них объектов. Подобный опыт постепенно применяется и в России. Необходимость вовлечения местного сообщества уже включается в условия федеральных архитектурных конкурсов.

Еще В. Глазычев говорил о важности встреч с сообществами на местах, общения с активными жителями, налаживании горизонтальных связей для решения городских проблем. Сейчас наиболее успешным регионом по «соучаствующему проектированию» является Татарстан. Примеры этого проектирования, конкретные проекты парков, общественных пространств, дворов можно найти в открытом доступе. Власти республики на официальных сайтах выкладывают методические пособия по вовлечению местных жителей.

В Екатеринбурге очень активное местное сообщество, неравнодушное к родному городу. Однако система взаимодействия жителей, власти и заинтересованных бизнес структур не развита. Диалог возникает чаще всего только после акций протеста. Хотя первые опыты позитивного, конструктивного диалога уже есть – общественное обсуждение Концепции пространственного развития Екатеринбурга, например.

Архитектурная среда Екатеринбурга

Екатеринбург – город очень сильной энергии. Это проявляется как в городских процессах, событиях, так и в архитектуре. Потрясающее количество памятников конструктивизма, сохранившаяся кирпичная и деревянная застройка XIX вв., множество примеров качественной современной архитектуры, развитое средовое уличное искусство – все это заметно в городе. Однако интересное многообразие зачастую переходит в визуальные крайности. Формы, габариты, стили, материалы далеко не везде хорошо сочетаются. За последние 30 лет Екатеринбург стал городом архитектурных контрастов. Так было не всегда, но масштабы явления настолько велики, что это уже стоит рассматривать как часть идентичности города.

СТАТИСТИКА, ФАКТЫ

«Генеральный план развития городского округа – Муниципального образования города Екатеринбурга» на период до 2025 года» утвержден в 2004 году. В феврале 2018 г. был утвержден «Стратегический план развития Екатеринбурга до 2030 года». Также к этому документу относится большая исследовательская работа «Стратегия пространственного развития города Екатеринбурга на период до 2030 года». Первый документ (Стратегический план) включает статистические данные по существующему состоянию различных аспектов города и планы их совершенствования. Второй документ (Концепция) является более практическим для проектов преобразования городской среды и нового строительства. Большой объем исследования освещает основные проблемы (разрастание города, недостаток общественных пространств, большие кварталы малоэффективной застройки, недостаток зеленых зон и пр.) и возможные пути решения.

Документ издан в 2018 г. Как будут применены его предложения в городе – пока вопрос открытый. Сложная неустоявшаяся терминология документа и неровный стиль могут усложнить его реализацию.

Екатеринбург занимает третье место в стране по числу высотных (выше 50 м) домов - примерно 270 зданий. Город отличается не только высотным строительством, но и наличием небоскребов – зданий выше 150 м. Планы о строительстве таких зданий были уже у проектировщиков 1930-х гг. Сегодня небоскребами считаются бизнес-центр «Высоцкий» (188,3 м) и жилая башня «Исеть» (206,5 м). Планируется строительство Екатеринбург-Сити.

Ведется активное строительство жилых комплексов – порядка 113 в городе в целом, 11 из которых в центре. В основном они представляют собой застройку многоэтажными зданиями по периметру квартала с закрытым внутренним двором и подземной парковкой.

Несмотря на приоритизацию высотного строительства, на периферии большие территории занимают малоэтажные (1-2 этажа) кварталы.

Городская ткань Екатеринбурга прерывается большим количеством промышленных территорий и связующими их транспортными, логистическими артериями. Многие зоны пребывают в запустении, готовы к закрытию или сокращению площадей, выводу производства за пределы города. Редевелопмент этих промышленных территорий позволит сделать структуру города более связанной.Это на сегодня один из главных вопросов для развития города.

В Екатеринбурге на начало 2018 года проживает чуть больше полутора миллионов человек.

Население города распределено по административным районам неравномерно:

Район

S тыс. кв2

Население  тыс. чел., 2017 г.

1. Верх-Исетский

240

215,3

2. Железнодорожный

126

166,9

3. Кировский

72

225,7

4. Ленинский

25

162,7

5. Октябрьский

176

152,4

6. Орджоникидзевский

102

287,9

7. Чкаловский

402

277,5

Сравнение основных данных архитектурной статистики Екатеринбурга с городами-миллионниками Казанью и Самарой.

Сравнение основных данных архитектурной статистики Екатеринбурга с Казанью и Самарой

Ситуация, перспективы

Архитектурное образование в Екатеринбурге можно получить в Уральском федеральном университете им. Б. Н. Ельцина (УрФУ) и в Уральском государственном архитектурно-художественном университете (УрГАХУ).

Интересным образовательным проектом является Школа главного архитектора (ШГА). Она рассчитана на профильную подготовку школьников и абитуриентов архитектурных вузов. Школа была организована Тимуром Абдулаевым, сооснователем бюро «In.Form», который с 2015-2017 гг. был также главным архитектором города.

Несколько ведущих архитектурных мастерских проектируют не только в Екатеринбурге, но и в других городах. Это архитектурные мастерские «Гордеев-Демидов», «ОСА», «In.Form», «R1», «ВОСТОКПРОЕКТ», «Архстройпроект-А», «Архитектурное бюро Владимира Кагановича» и др.

Городские объекты в основном проектируются местными архитекторами. Также приглашаются профессионалы из Москвы и Санкт-Петербурга. (ВГ) Среди них: архитектурное бюро Bernaskoni (Ельцин-Центр), VOX Architects (интерьеры аэропорта Кольцово, строится бизнес центр, проводится благоустройство комплекса Clever Park) и др. Однако, в целом, знаковые объекты в Екатеринбурге выполняют либо местные архитекторы, либо зарубежные.

Есть ряд зарубежных партнеров: международная компания WernerSobek спроектировала жилой небоскреб – башню Исеть, 205 м, 225 апартаментов, Foster+Partners (Великобритания) завершает строительство бизнес центра на берегу реки Исеть в центре города, KCAP Architects&Planners из Голландии (сквер перед Пассажем и строительство микрорайона Шишимская горка на 10 000 жителей), AHR из Великобритании (жилой комплекс Кандинский Хаус), LEVS Architecten из Голландии (ЖК Суходольский квартал в микрорайоне Широкая речка, в центре города строится ЖК Форум Сити), Twelve Architects and Masterplanners международная компания с главным офисом в Лондоне (строится ЖК Clever Park), HPP Architekten из Германии (утвержденный летом 2018 г. проект Ледовой арены для хоккейного клуба «Автомобилист» на месте снесенной телебашни) и другие.

Важным для архитектурного сообщества России является издательство TATLIN. Оно уже второе десятилетие выпускает не только качественный одноименный журнал, но и профессиональные книги по архитектуре и градостроительству, монографии известных архитекторов, путеводители по культурному наследию, организует фестивали и премии, популяризирует ценные здания и места Екатеринбурга.

Строительство Екатеринбург-Сити пока приостановлено. Площадка под строительство стоит огороженной, ведется снос исторических зданий.

Знаковым объектом Екатеринбурга считается аэропорт Кольцово. Современное здание стало лауреатом множества архитектурных премий за современный красивый облик и грамотную логистику.

В 4 км от аэропорта Кольцово ведется строительство Конгресс-центра для проведения международных конференций и форумов. Здание возводится рядом с МВС Екатеринбург-Экспо, в котором проводится Международная промышленная выставка ИННОПРОМ. Эта международная промышленная выставка в России проводится в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года. В 2012 году Правительство России присвоило выставке федеральный статус. В 2019 ее планируют провести в завершенном Конгресс-центре.

Екатеринбург подавал заявку на проведение в городе международной выставки ЭКСПО-2025. Под территорию ЭКСПО-парка была выделена самая большая территория за всю историю выставок – 555 га на берегу Верх-Исетского пруда. Однако по результатам прошедшего голосования в Париже ЭКСПО будет принимать Осака. В России ЭКСПО не проводилось еще ни разу. Проведение подобного мероприятия могло бы стать сильным инвестиционным толчком для развития экономики Урала. Хотя, конечно, у таких масштабных событий есть оборотная сторона, связанная с последующим использованием задействованных территорий. По нашему мнению, город мог, благодаря ЭКСПО, обогатиться новыми экономическими связями, научно-образовательным центром и прочим, но это не отразилось бы в целом на качестве городской среды и общественных пространствах для горожан.

В Екатеринбурге проводится много архитектурных конкурсов, в том числе и международных. В основном на проектирование крупных объектов бизнеса, культуры и общественного назначения.
Несколько лет не утихают споры вокруг проекта строительства храма Св. Екатерины. Местное сообщество не устраивают предлагаемые варианты размещения объекта. Ранее его предлагалось разместить на историческом месте на площади Труда или на Городском пруду со стороны спортивного комплекса Динамо. Все варианты были категорически отвергнуты горожанами на многократных митингах.

В 2018 г. был проведен конкурс, по заданию которого Храм предлагалось разместить в сквере напротив театра Драмы. Проект победителя уже утвержден.

Приуроченное к 300-летнему юбилею Екатеринбурга возвращение городу храма Святой Великомученицы Екатерины является важным решением с историко-культурной точки зрения. Однако, мы уверены, что следует возвратиться к обсуждению места строительства и облика будущего собора. Основой обсуждения должна быть глубокая экспертиза и понимание «гения места» – пространственных и сакральных законов, по которым Екатеринбург строился как город-крепость и город-завод.

Согласно этим законам, храм Святой Великомученицы Екатерины следует возводить только на его историческом месте – на площади Труда. Любые другие варианты его расположения противоречат как архитектурным, так и культурным принципам.

Дурным тоном в архитектуре является воссоздание знаковых объектов вне их первоначального расположения. В случае с культовыми объектами связь с местом исторического и культурного контекста неразрывна. Композиционные связи с рекой, мостом, плотиной, усугубляются символической значимостью. К примеру, никакие изменения участка не послужили препятствием строительства Храма Христа Спасителя в Москве на его первоначальном месте.

Храм Святой Великомученицы Екатерины исторически является главным храмом Екатеринбурга. Он был заложен вместе со строительством города. Место было выбрано В.И. де Генниным не случайно. Этот храм вместе с Богоявленским собором были запроектированы парными доминантами центра города, симметрично расположенными относительно плотины. Подобная композиция в виде креста, образованного руслом реки Исети и перпендикулярной Главной улицей (ныне ул. Ленина), осознанно заложена основателем города.

Будет большой ошибкой строить храм где-либо, кроме его исторического места. При этом сам облик храма должен быть серьезно проработан. Недопустимо возведение ни копий, ни стилизаций под известные храмы русского зодчества, будь то Храм Василия Блаженного (как бывший вариант размещения на воде) или Успенский собор во Владимире (как утвержденный вариант размещения в сквере на Октябрьской площади). Проект нового храма должен отсылать к мотивам первоначального. Окружающий контекст изменился и его тоже нужно учитывать. Желательно также по возможности интегрировать существующую часовню в новый объект. Археологические изыскания возможно помогут обнаружить остатки фундамента первоначального собора. Их следует также учесть и вписать в образ нового храма. Сквер, который потребуется частично вырубить, необходимо будет компенсировать созданием новой парковой зоны в другой части центра города. Фонтан и монумент легко можно перенести.

Для создания проекта храма важно привлечь компетентных проектировщиков. Поэтому возможно потребуется объявить всероссийский или даже международный конкурс. Представленный на публичные слушания результат этого конкурса должен иметь комплексный характер (храм, архитектурный контекст, компенсация парковой зоны).

Правительством Свердловской области при содействии Благотворительного фонда поддержки Уральского академического филармонического оркестра в начале 2018 года объявлен международный конкурс на разработку проекта современного здания филармонии Екатеринбурга. Целью являлось создание современного филармонического центра, отвечающего требованиям проведения мероприятий мирового уровня. В задачах отмечено включение старого здания в единый комплекс. В жюри конкурса входило множество именитых архитекторов и музыкантов России. В число финалистов первого этапа вошло много известных архитектурных компаний. Победившая концепция предлагает связать обширный комплекс новых помещений филармонии со старым зданием поверхностью с очертаниями звуковой волны в духе бионической архитектуры. Острым вопросом стал предлагаемый всеми участниками снос соседнего жилого дома, с жителями которого это не было согласовано. Вероятно, концепция будет скорректирована в связи с этим. (Например, уже был предложен ряд различных предложений, позволяющих сохранить дом, в том числе сенатором А. М.Чернецким.)

В октябре 2017 завершен конкурс на разработку концепции развития набережной Верх-Исетского пруда. Первое место занял консорциум «Проект Река» («Архитектурная мастерская Молокова», «ALEKA GROUP», Ю. Тамплон, С. Кулагин).

Конкурсы на организацию общественных пространств и благоустройства также проводятся, но редко. Хотя в последние годы заметна тенденция к их увеличению.

Сейчас ведется благоустройство в рамках реализации программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург». В область преобразований вошли: набережная реки Исети (от ул. Малышева до ул. Куйбышева), улица Малышева, Банковский пер., Театральный пер. и пл. 1905 года., ул. Вайнера. Конкурс был проведен КБ Стрелка и ДОМ.РФ. Победителями стали екатеринбургские бюро «ОСА» и «In.Form».

В Екатеринбурге бросается в глаза разница между уровнями нового строительства и городского благоустройства. Если новое строительство нередко поражает высоким качеством исполнения, то городская среда пребывает по большей части в заброшенном состоянии. Есть островки качественного благоустройства, но они в меньшинстве. Причина этого, вероятно, в том, что благоустройство города находится в ведении комитета по благоустройству Администрации города, а не Департамента архитектуры.

КБ Стрелка разработала индекс комфортности городской среды, и с его помощью Екатеринбург был проанализирован в рамках общего исследования 1112 городов России. Результаты показали, что в Екатеринбурге состояние городской среды плохое – 142 балла из 300. Основные показатели, которые получили низкую оценку: общественно-деловая инфраструктура, озеленение и водные пространства, уличная инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура. Критериями для оценки были: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды. В своей группе крупнейших городов Екатеринбург занимает 5-е место. С системой оценки в данном исследовании можно по некоторым пунктам спорить, но в целом сложно не согласиться с таким результатом.

Разбитое тротуарное и дорожное покрытие, некачественные материалы, отсутствие благоустройства общественных пространств, неэффективно используемые территории, запущенное состояние дворовых территорий, отсутствие налаженной регламентации городской рекламы, нехватка детских и спортивных площадок, загрязненность улиц, неприспособленность для свободного перемещения маломобильных групп граждан, обилие заборов, изношенное состояние наземного транспорта, обилие хаотичных парковок, устаревшие ливневые канализации и прочее – это проблемы, присущие множеству российских городов. Однако в Екатеринбурге это удивляет и характеризуется кризисным объемом. Город нельзя назвать бедным. В исследовании бюджетов региональных столиц за 2013-2015 гг., Екатеринбург входит в группу богатых и самостоятельных городов. Эта категория присвоена по показателям высокого дохода на душу населения (23,1 тыс. руб) в сравнении с другими городами и по самостоятельности бюджета. Например, Казань и Самара не относятся к категории богатых и самостоятельных городов. При этом в Казани идет активное благоустройство и развитие общественных пространств.

Доля дворов Екатеринбурга, в которых проведено благоустройство, составляет 38% от общего количества. К 2030 г. запланировано достигнуть показателя в 60%. В Казани доля благоустроенных дворов уже сейчас превышает 50%.

В Екатеринбурге очень много заборов. Один двор может быть поделен на несколько независимых, обнесенных забором участков, подобная закрытость пагубно сказывается на качестве городской среды, социальных взаимоотношениях, развитии малого бизнеса, безопасности в экстренных ситуациях.

Спортивные и детские площадки либо отсутствуют на общественной или внутридворовой территории, либо доступны только жителям конкретного дома, что не соответствует «Правилам благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Если взять условный участок в центре (с границами по улицам Московская – Бориса Ельцина – 8 Марта – Куйбышева; это 16,7 % центральной части города) и проанализировать ее на предмет доступности внутриквартальных пространств, получается следующее: постоянно доступными внутриквартальными территориями на этом участке являются 36,1% территории, полуоткрытыми (в рабочее время объекта,) – 2,8%, закрытыми – 61,2% (из них 25% – стройка). Конечно, в разных участках города ситуация разная, но этот пример показателен тем, что это центр, а значит самая посещаемая территория города.

Таким образом, большая часть дворовых территорий закрыта как непосредственно ограждениями, так и по типологии новых замкнутых жилых комплексов . Это превращает улицы исключительно в транзитные коридоры, резко сказывается на комфорте городской среды.

Деление на общественное и частное – важный этап планировки города, но это вовсе не обязательно определяется установкой заборов, такое решение устарело. К примеру, главный архитектор Москвы С. О. Кузнецов в этом году заявил, что в столице будут убирать все заборы, за исключением режимных и особо охраняемых объектов.

Локальная идентичность

Архитектура материально выражает текущие приоритеты, ценности и взаимоотношения внутри местного сообщества. Так, до революции доминантами всех поселений были храмы. Они строились в знаковых местах рельефа, из качественных долговечных материалов, лучшими мастерами. До регулярной планировки городов XVIII в. даже запрещалось строить здание, если оно загораживало соседу вид на храм. В советское время религиозные доминанты были заменены другими. Но принцип маркирования территории главными для данного государства объектами остался. В пространстве города по высоте выделялись здания власти, образования, науки и прочее. В постсоветский период доминантами стали объекты бизнеса и торговли. Это очевидные сообщения, которые транслирует архитектура города. Состояние городского благоустройства тоже о многом может рассказать.

Сейчас в городском пространстве педалируются объекты прогресса, коммерции и бизнеса. В стагнации же пребывают повседневные объекты, привычные ежедневные маршруты, дома культуры, места отдыха и социального взаимодействия. Даже те здания с культурной функцией, которые находятся в хорошем состоянии, например, многие музеи, часто слабо выражены в пространстве.

Локальная идентичность Екатеринбурга ассоциируется, в первую очередь, с рядом факторов:

  • Природный Урал. Это поверхности и уникальные рисунки природных материалов, которые у среднестатистического туриста вызывают ассоциации с Уралом. Различные породы натурального камня – необработанного в естественной среде, в виде элементов ландшафтного дизайна, в обработанном виде в качестве строительного материала, в отделке зданий. Древесина уральской лиственницы и прочих пород в качестве строительного и отделочного материала.
  • Город-завод. Это объекты старой промышленной архитектуры, пути сообщения, центры технологических процессов, инженерные объекты. Металл в качестве конструктивного и отделочного материала, ржавчина, кирпичи, призаводская жилая и общественная застройка, эстетика технологического процесса и его элементов (шестеренки, гайки и пр.).
  • Закрытый город. Екатеринбург был запланирован как обособленное поселение в большом отрыве от густонаселенных мест. Сердцевина города, претерпевая разные этапы развития, была закрыта до 1960-х гг. Закрытый статус Свердловска не мог не оставить материального следа в городе. Это не нужно продолжать, но важно осознавать. Отчасти по этим причинам кварталы города и отдельно стоящие дома позиционирует себя в среде как крепости, обособленные от соседей заборами, шлагбаумами и другими препятствиями.
  • Конструктивизм. Архитектурное наследие Свердловска конца 1920 – начала1930-х гг. является уникальным по объему сохранившихся отдельных объектов и комплексов, которые представляют разную типологию. Эстетика авангарда и строительство нового общества может быть интересно представлена комплексными маршрутами с погружениями в атмосферу передового города тех времен.
  • Движение и прогресс. Шум плотины в центре города символизирует сильную энергию Екатеринбурга, постоянно нарастающее стремление к новому.

Рекомендации

Обсуждение на разных уровнях Стратегических программ и планов развития архитектурной среды города

Необходим новый уровень вовлеченности горожан в градостроительную повестку. Новый тип вовлеченности. Ориентированный не на скандалы и протест, а на созидание.

Программа сохранения путем приспособления объектов наследия

Объекты наследия стремительно исчезают. Их подчас не спасти ни охранными статусами, ни деятельностью активистов. Чтобы максимально сохранить уникальные объекты прошлого нужно их развивать, включать в современные экономические процессы, актуализировать функционал, постоянно проводить просвещение застройщиков, архитекторов и горожан о ценности наследия и о методах его капитализации, выпускать сувенирную и прочую продукцию, способствующую популяризации. Только у живых, нужных зданий и территорий есть шанс просуществовать еще несколько поколений.

Общественные пространства, и в особенности детские, должны быть в тесной связи с объектами наследия. Они должны сохранять атмосферу места. Мировой опыт создания детских площадок вблизи значимых объектов наследия показывает, что это не только закрепляет в сознании молодого поколения национальные образы, влияет на развитие эстетического восприятия, но и повышает их ответственное отношение к национальной культуре в будущем. Поэтому объекты наследия должны быть доступны, благоустроены и интегрированы в современные процессы.

Актуализация наследия, просвещение, популяризация

Следует максимально включать наследие в программы фестивалей, туристические маршруты по заводским корпусам, карьерам, рудникам, неактуальным железнодорожным путям, плотинам, водонапорным башням и пр.

Разработка дизайн-регламента города

Энергично развивающуюся застройку города и исторически сложившиеся реалии следует упорядочить, объединить связующей нитью прогулочных маршрутов, городских общественных пространств, благоустроенной средой, удобной навигацией.

Для этого необходимо разработать комплексный дизайн-регламент. Адресата у документа два – центр города и периферия. Поэтому нужны разные подходы и разные главы. В документ должна входить следующая регламентация: размещение и допустимые характеристики вывесок и наружной рекламы; оформление первых этажей зданий для коммерческих и других организаций; допустимые (рекомендуемые) малые архитектурные формы (урны, скамейки, кадки и пр.); варианты тротуарного покрытия и решения бордюров; городское освещение и архитектурная подсветка зданий; организация дворовых территорий; спортивные и детские площадки; строительство некапитальных торговых объектов; возведение мобильных сборных павильонов для городских праздников и ярмарок и т.д.

Дизайн-регламент должен быть четким практическим документом с полным описанием допустимых мест размещения, материалов, габаритов, стилистики, качеств вандалоустойчивости. Подобные регламенты успешно применяются в Москве и начинают активно внедряться в других городах страны.
Ранее в городе была разработана регламентация наружной рекламы. Она включает правильные рекомендации и правила. Только, к сожалению, не налажен механизм их соблюдения. Поэтому важно уделить большое внимание формированию системы соблюдения городских норм и регламентов, провести жесткую политику по предотвращению нарушений.

Воспитание молодых архитекторов, архитектурное просвещение

Город должен обнаружить дополнительные ресурсы для развития молодых специалистов архитектуры. Речь не только о вузах. Опять же в пример можно привести Казань, где параллельно с программой развития общественных пространств идет активное вовлечение и образование местных архитекторов, привлекаются лучшие специалисты из других регионов для обмена опытом, устраиваются конкурсы для молодежи с наградой в виде оплачиваемого обучения в московской архитектурной школе МАРШ. Для Екатеринбурга правильным было бы действовать подобным образом. Шаги в этом направлении предпринимались главным архитектором, но ощутимых системных изменений пока не последовало. Необходимо не только повышение качества профильного образования, проведение масштабных мероприятий с приглашением лучших российских и зарубежных специалистов, но и активное проведение конкурсов с реальным привлечением молодых архитекторов. Хорошим решением было бы создание сильной региональной организации постдипломного образования по примеру московского института «Стрелка» и МАРШ. В любом случае. эти институции стоит активно привлекать хотя бы для образовательных воркшопов.

Актуальными для Екатеринбурга темами архитектурных конференций, семинаров и фестивалей являются: экономика общественных пространств, сохранение и развитие наследия, гений места, ревитализация и редевелопмент промышленных территорий, соучаствующее проектирование, безопасная среда, безбарьерная среда, детское восприятие города.