Обсудить

Скачать

5.9. Религия

Религиозная жизнь Екатеринбурга до революции

Екатеринбург стоит на границе Европы и Азии, территории исторического контакта различных рас, языковых групп и религиозных традиций. Поскольку религиозный приход являлся универсальным институтом социализации вплоть до революционных преобразований в 1917 г., неудивительно, что православная церковь, лютеранская кирха и старообрядческая часовня стали основой культурного ландшафта города с момента его основания в 1723 г. Со второй половины XIX в. институционализировались католицизм, иудаизм и ислам. Неправославные религиозные общины были официально зарегистрированы, а католический костел и лютеранская кирха находились в самом центре, являясь наряду с православными храмами архитектурными доминантами.

Екатеринбург до 1799 г. входил в состав Тобольской епархии, потом в состав Пермской епархии, пока в 1833 г. не было учреждено Екатеринбургское викариатство. В 1885 г. город стал центром самостоятельной Екатеринбургской епархии, которая была выделена из состава Пермской и включала в себя зауральские уезды Пермской губернии. Это был уникальный случай, так как обычно в синодальный период в Российской империи была практика: одна губерния – одна епархия. Уездный Екатеринбург соперничал с губернской Пермью, что нашло отражение и в церковной жизни.

Демократизация законодательства Российской империи в начале XX века, Первая мировая война и поток беженцев из западных территорий страны привели к еще большему религиозному многообразию столицы Урала. Но в целом религиозный ландшафт Екатеринбурга накануне революции 1917 г. характеризовался православным большинством (свыше 96%) и этнически ассоциированными религиозными меньшинствами: католиками, мусульманами, иудеями и лютеранами. В городе было 30 православных богослужебных зданий, в том числе пять приходских церквей, три собора и храмовый комплекс женского монастыря I-го класса, включавший пять церквей и собор; 2 старообрядческих часовни и 3 единоверческих храма; польский католический костел св. Анны и немецкая лютеранская кирха св. Петра. Благодаря объявленной в стране свободе вероисповедания в дореволюционном Екатеринбурге появились общины евангельских движений, в том числе баптистов.

Борьба с религиозностью в Свердловске

До начала 1920-х гг. церковная жизнь Екатеринбурга была достаточно оживленной. Город был центром не только епархии, подчиненной Патриаршему Местоблюстителю, но также епархий «григорьевского» и «обновленческого» «расколов». Однако в ходе кампаний по борьбе с религиозностью населения в 1920–1930-е гг. по религиозному ландшафту города был нанесен сокрушительный удар. Социальный проект большевиков предполагал построение общества, свободного от религии. Достигалось это различными путями – закрытием, утилизацией и физическим уничтожением богослужебных зданий. При этом, в 1919–1928 гг. власти предпочитали именно утилизацию, в связи с инфраструктурными проблемами и сохранявшимся уровнем религиозности населения. Активная кампания по ликвидации знаковых религиозных объектов города, в ходе которой были закрыты практически все религиозные общины, в том числе лютеран, католиков и мусульман, началась с 1929 г. К началу Великой Отечественной войны в городе оставалась лишь Иоанно-Предтеченская церковь, бывшая кладбищенская, в силу обстоятельств получившая статус кафедрального собора и синагога, которая была единственным религиозным учреждением, действовавшим в исторической части города, поскольку располагалась при микве (бане) – сооружении, вполне встроенном в социальный план советского города.

Во время потепления государственно-конфессиональных отношений в годы войны, в 1944 г. была открыта Всехсвятская церковь на Михайловском кладбище, которая вновь была закрыта в 1961 г. в ходе хрущевского «небесного штурма». Таким образом, Иоанно-Предтеченская церковь, формально находившаяся за пределами «старого» Екатеринбурга – на Ивановском кладбище – с 1961 до 1988 г. являлась единственным религиозным объектом города с населением, достигшим миллиона человек.

Религиозное возрождение в постсоветскую эпоху

Тем показательнее процесс религиозного возрождения, начавшийся в 1988 г. и достигший своего пика в 2000-е г. В него оказались вовлечены все без исключения религиозные конфессии, как те, что присутствовали на территории города до революции, так и новые, появившиеся благодаря деятельности миссионеров. Количество верующих росло, религия вернулась в общественную и политическую жизнь города. Церкви возвращались здания, некогда ей принадлежавшие, также начиналось строительство новых храмов. В первом случае это были храмовые здания, занятые Советским государством в 1919–1940 гг., где размещались органы государственной власти (Николаевская полковая церковь), производственные объекты (Крестовоздвиженская церковь), социальные учреждения (Церковь Феодосия Тотемского в Ново-Тихвинском монастыре), культурные центры (Свято-Троицкий собор) или образовательные заведения (Никольская церковь при Уральском горном институте). В тех случаях, когда храмовые здания не сохранились, религиозные общины получали земельные участки под их восстановление на историческом месте, а если это было невозможно, то – на новом. Строительство новых храмов инициировалось религиозными общинами также в промышленных районах города, где исторических церковных зданий никогда не было.

Один из ярких примеров – возвращение Церкви здания собора Александра Невского. Возникшая в 1991 г община верующих активно включилась в борьбу за бывший храм, в котором в тот момент находились отдел природы, планетарий и фондохранилище областного историко-краеведческого музея. Характерный для 1990-х гг. накал политической борьбы определил скорость событий и чрезвычайность мер. Верующие объявили голодовку, что сразу привлекло внимание властей и Комиссия по делам религий Верховного совета СССР одобрила передачу собора Александра Невского Церкви в том же 1991 г. Передача здания Крестовоздвиженской церкви была поддержана казачьей общиной Екатеринбургского землячества, одного из значимых политических акторов в 1990-е гг. Историческую территорию под строительство католического храма получила община католиков, а лютеранская община установила мемориальную доску на здании, возведенном на месте уничтоженного в 1950-е г. храма. Иудеи получили участок недалеко от исторического места синагоги и отстроили новое здание, которое стало местом возрождения общинной жизни города. В 1990-е годы в городе была зарегистрирована община мусульман и появилась первая мечеть в городе. В целом возрождение религиозности шло в рамках оформления городских национально-культурных сообществ, для которых религия стала важнейшим фактором этнической консолидации. Помимо этого, активно развивалось евангельское движение, в том числе Церковь методистов, Евангельских христиан (баптистов), пятидесятников, Адвентистов седьмого дня. Усилиями европейских и американских миссионеров были созданы общины Свидетелей Иеговы (Организация признана экстремистской, ее деятельность на территории РФ в настоящее время запрещена) и Церкви святых последних дней (Мормоны). Восточные религиозные движения были представлены Обществом Кришны, а также буддизмом Алмазного пути – традиции Карма Кагью. Все они продолжают присутствовать в городском религиозном ландшафте, однако, как и в дореволюционное время, их численность незначительна по сравнению с православным большинством и не имеет перспектив значительного роста. Исключение составляют лишь общины мусульман, число которых систематически растет за счет притока мигрантов из центрально-азиатских стран.

Важным этапом в развитии религиозного ландшафта стало восстановление монастырской жизни в городе – в 1994-95 гг. был воссоздан Ново-Тихвинский женский монастырь. Кроме того, был открыт Спасский мужской монастырь, Крестовоздвиженская церковь получила статус мужского монастыря.

Таким образом, всего за три десятилетия, прошедшие с 1988 г. по 2018 г. Русская православная церковь смогла вернуть или отстроить заново более 20 богослужебных зданий в Екатеринбурге, в том числе доминанты ландшафта «старого» Екатеринбурга – Церковь Вознесения (до 1991 г. – Свердловский городской историко-революционный музей), вновь отстроенный храм-колокольня «Большой Златоуст», Свято-Троицкий кафедральный собор (до 1995 г. – клуб ДК Автомобилистов) и Собор Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря (до 1991 г. – корпус областного краеведческого музея).

Завершающим штрихом в этом процессе должно было стать восстановление Екатерининского собора – храма в честь покровительницы города великомученицы Екатерины на его историческом месте (Площадь Труда, 1). В советское время на этой территории был разбит сквер и установлен фонтан «Каменный цветок» – одновременно достопримечательность и топографический ориентир. Как символ памяти о некогда стоявшем там соборе в 1991 г. в сквере был воздвигнут поклонный крест, а в 1997–1998 гг. построена часовня в честь покровительницы города. Эти сооружения имели мемориальные функции, а сама площадь сочетала религиозные и светские элементы, отражая ситуацию, сложившуюся в городе. В ответ на решение властей восстановить храм на историческом месте, принятое в 2010 году, городские активисты созвали митинг, на который вышло чуть более 3,5 тысяч человек, подписавших обращение против его строительства. В 2018 г, наконец было принято решение о возведении собора на новом месте (см. главы «Архитектура» и «Символический капитал»)

Проблемы с получением участков под строительство в центре города возникали и у других религиозных общин. Так из-за протестов горожан неоднократно менялись планы строительства синагоги, лютеранской церкви и мечети. Многим евангельским общинам было отказано в аренде помещений.

Параллельно реституции в 1990-е гг. шло создание новых храмов, однако продвигалось оно медленно. Общины, основанные в эти годы, часто довольствовались лишь молитвенными помещениями, или домовыми церквами. Особым явлением стало основание больничных храмов, как правило, тоже в приспособленных помещениях. Первым из них стал храм целителя Пантелеймона при Областной клинической психиатрической больнице, который во многом стал катализатором этого типа храмостроительства. Из более чем скромных по размеру больничных приходов выросли крупные активные общины: храм Космы и Дамиана при Первой областной больнице; Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах при пансионате для престарелых; Святителя Николая на Синих Камнях; Святителя Луки Войно-Ясинецкого и др.

В 2015 г. Екатеринбургская епархия подписала соглашение с городской администрацией о строительстве еще двадцати новых храмов в различных районах Екатеринбурга до 2020 г. Семь из них уже строятся, а для тринадцати оставшихся определены места. К 2018 году в городе восстановлен православный ландшафт в его исторической части, а всего в современных границах города было введено в действие почти 80 культовых православных сооружений. Тем не менее в спальных районах города православных храмов все еще не хватает.

Ключевые доминанты религиозной жизни Екатеринбурга

В 1990-е годы властями был сделан акцент на соблюдении свободы совести и межрелигиозный диалог, манифестацией которого стала закладка «Площади религий» в центре города, где на небольшом участке разместились православная церковь, синагога и мечеть. В целом этот принцип продолжает соблюдаться. Большая часть неправославных религиозных общин, возникших в 1990-х г., в том числе отстроившие собственные здания Церковь Методистов (Первая Объединенная Методистская Церковь) и Армянская апостольская церковь (Церковь святого Карапета) продолжают свою деятельность в городе.

Доминанта религиозной жизни Екатеринбурга – почитание царской семьи, погибшей в городе в ходе гражданской войны и канонизированной Русской православной церковью. В память об этом трагическом событии были созданы два знаковых комплекса. Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших (далее Храм-на-Крови) построен в 2000–2003 гг. на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого расстреляли семью последнего российского императора. Масштабный комплекс, возведенный за счет областного бюджета и пожертвований, также включает Патриаршее подворье, культурно просветительский центр «Царский», храм Святого Николая Чудотворца и часовню Первомученицы Елизаветы Феодоровны. В настоящее время комплекс передан в собственность Екатеринбургской епархии и имеет статус объекта культурного наследия РФ. Второй комплекс – Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, или Монастырь на Ганиной Яме. Православный ансамбль был построен на месте первоначального захоронения расстрелянной царской семьи, включает семь деревянных храмов, возведенных в древнерусском стиле. Главным спонсором строительства выступила Уральская горно-металлургическая компания. Менее известный, но также почитаемый объект – место обнаружения останков цесаревича Алексея и великой княжны Марии расположен в урочище Поросенков лог, в нескольких сотнях метров от комплекса на Ганиной яме. Установленные мемориальные камни и крест также привлекают большое число паломников и туристов.

Важной частью религиозной жизни города стало проведение «Царских дней», во время которых помимо богослужений и паломничества организуется серия культурных и просветительских мероприятий, в частности конференции и музыкальные фестивали. В мероприятиях памятных дней, проходивших в Екатеринбурге в 2018 г., приняло участие более ста тысяч человек, а святейший Патриарх Кирилл, возглавивший крестный ход, назвал Екатеринбург «синодальной столицей нашей церкви». Все объекты, связанные с почитанием царской семьи, имеют большое туристическое значение для города.

Просветительская деятельность религиозных конфессий

Просветительство – важное направление деятельности всех религиозных организаций города. Образовательные центры и программы существуют при всех религиозных общинах города: мусульманской, католической, методистской, буддийской и др. Однако наиболее масштабная работа ведется православными институтами. Одним из них является Православный информационно-библиотечный центр (ПИБЦ), созданный в конце 2013 г. как большая православная библиотека, необходимая для обеспечения учебного процесса в Екатеринбургской духовной семинарии, Миссионерском институте и других православных учебных заведениях Екатеринбурга. ПИБЦ быстро стал местом встречи представителей церковной и светской культуры. Уже к официальному открытию Центра была подготовлена выставка старопечатных и рукописных книг: «12 веков Библии в России: История изданий и переводов». Она стала знаковым проектом ПИБЦ совместно с Лабораторией археографических исследований Уральского федерального университета и Музеем истории Екатеринбурга. На выставке, где была представлена история библейского текста в России, посетители смогли увидеть в подлинниках Острожскую Библию (1581), Библию царя Алексея Михайловича (1663) и многие другие бесценные издания. Большой интерес вызвала прошедшая в июне 2014 г. выставка «Ласковым словом: традиции милосердия от Крымской до Первой мировой войны». В ПИБЦ также были проведены дни памяти А.С Пушкина и М. Ю. Лермонтова, во время которых были отслужены панихиды по почившим поэтам, заслушаны лекции об их творчестве, прозвучали романсы на стихи классиков русской поэзии. Было много других мероприятий. Все это привлекало в Центр посетителей: только за первую половину 2014 г. в нем побывало около 2,5 тысяч человек самого разного возраста. К сожалению, активная деятельность центра в настоящий момент свернута, масштабных мероприятий уровня 2014 г. не проводится. Эстафету подхватил созданный в 2015 г. при Екатеринбургской епархии Музей святости и исповедничества на Урале в ХХ в. Создателем музея стала Екатеринбургская духовная семинария при поддержке Музея истории Екатеринбурга, фотографического музея «Дом Метенкова», Уральского церковно-исторического общества, архива Екатеринбургской духовной семинарии, Свердловской областной научной библиотеки имени В.Г. Белинского, Государственного архива административных органов Свердловской области, Пермского государственного архива новейшей истории, Государственного архива общественно-политической документации Курганской области, Государственного архива города Шадринска, Уральского историко-родоведческого общества, Екатеринбургского общества «Мемориал», Объединенного государственного архива Челябинской области, частных коллекционеров, краеведов и приходов Екатеринбургской митрополии. Специально для экспозиции частными коллекционерами были переданы ценнейшие экспонаты и раритеты общецерковного значения: антиминс Патриарха Тихона; части облачения митрополита Агафангела (Преображенского); епитрахиль и поручи старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина); личные вещи известного исповедника веры священника Петра Чельцова и др.

За три года музей успел сделать ряд ярких проектов. Горожанам хорошо запомнились акции 2016-2017 г, посвященные жертвам политических репрессий, «Последний адрес», «Последний портрет», «Последний силуэт», проведенные при активном участии музея и екатеринбургских художников. В результате акций на мемориальном кладбище (филиал Музея истории Екатеринбурга «12 километр Московского тракта») была установлена одна из мемориальных масок скорби работы Эрнста Неизвестного. Музей активно привлекает философов и богословов к изучению духовного наследия репрессированного священства.

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь и приходы ряда крупных общин также помимо религиозной выполняют просветительские, благотворительные и образовательные функции.

Просветительской деятельностью занимается также информационно-издательский отдел епархии, в 2006 г. объединивший издательство, типографию, информационное агентство, редакцию, радиоканал и телекомпанию. Редакция епархиальных периодических изданий состоит из сотрудников епархиальных газет: «Православная газета», «Голос православия», «Покров». Радиоканал «Воскресение», созданный в 2003 г., имеет круглосуточное вещание, организованы прямые трансляции богослужений из екатеринбургских храмов. В 2005 г. на базе епархиальной телестудии была образована телекомпания «Союз» и начаты трансляции первого в России православного телевидения. В настоящее время телекомпания «Союз» ведет вещание по всему миру.

Заметным явлением в музыкальной жизни города являются церковные хоры г. Екатеринбурга, в том числе хор храма Большой Златоуст; монастыря на Ганиной Яме; Новотихвинского женского монастыря; Свято-Троицкого кафедрального собора; духовенства Екатеринбургской епархии и другие. Это стало возможным благодаря открытию отделения по подготовке регентов в Екатеринбургской духовной семинарии. Подготовку по церковному образовательному стандарту «Теология» также ведут Миссионерский институт (Православие) и кафедра теологии Уральской горной академии (Православие и Ислам).

Выводы и рекомендации

Рубеж XX и XXI вв. знаменовался ростом числа богослужебных зданий в городе: несколько лет подряд в Екатеринбурге открывалось по четыре-пять новых храмов в год, значительная часть которых находилась в центре города. В конце 2000-х– начале 2010-х гг. произошло расширение географии приходов за счет новых микрорайонов: поселков Северка и Палникс, Семь Ключей, ЖБИ, Сортировка, Уктус и Академический. Планируется открытие двадцати новых храмов в активно развивающихся районах Екатеринбурга – микрорайонах Академический, Ботаника, Компрессорный, Широкая речка, Эльмаш, ЖБИ и др.

В стремительном процессе воссоздания религиозного ландшафта Екатеринбурга сыграли роль несколько факторов: религиозные потребности горожан, изменение законодательства в отношении религии, формирование у значительной части русского населения православной идентичности, активная поддержка Церкви властями, участие крупных промышленных корпораций в престижном храмостроительстве и трагический факт расстрела семьи последнего российского императора, который был использован в формировании бренда города. Влияние культа царской семьи на развитие религиозного городского ландшафта трудно переоценить. Крупные православные комплексы Ганина Яма и Храм-на-Крови; а также храмы Иконы Божией Матери «Державная», Иконы Божией Матери «Порт-Артурской», Великомученицы княгини Елисаветы и Преподобного Сергия Радонежского; Святой квартал и Царская улица; Православная гимназия во имя Святых Царственных Страстотерпцев: все эти объекты «вписаны» в топографический «текст» городского пространства, легко «прочитываются» горожанами и гостями Екатеринбурга.

В целом сложившийся за последние 30 лет многообразный религиозный ландшафт удовлетворяет духовные потребности горожан и играет важную роль в культурной жизни города. Вместе с тем, антропологические исследования последних лет показали, что горожане недостаточно осведомлены о всех составляющих многообразного религиозного ландшафта города. Им мало что известно за пределами «своей» деноминации, что в условиях продолжающегося значительного роста мусульманского населения и «укоренения» новых религиозных традиций, пришедших как с востока, так и запада, может стать источником беспокойства, особенно при агрессивной форме подачи информации в СМИ. Решение этой проблемы может быть в развитии просветительской деятельности, направленной на знакомство горожан с иными религиозными традициями и общинами города. Это может быть осуществлено за счет большего внимания средств массовой информации к сюжетам вклада различных религиозных деноминаций города в осуществление социальных программ, направленных на поддержку незащищенных слоев населения; их опыту борьбы с социальными бедами, такими как алкоголизм, наркомания, насилие; пропаганде семейных ценностей. Этому может способствовать регулярное проведение экскурсий в храмах для детей школьного возраста, с тем, чтобы они могли познакомиться с альтернативными формами религиозности своих сограждан.

Городским властям можно рекомендовать активнее поддерживать практику взаимодействия религиозных и светских учреждений в научных и просветительских целях. К числу таких относятся научная конференция «Церковь. Богословие. История», ежегодно проводимая Екатеринбургской епархией совместно с Уральским федеральным университетом и научная конференция «Ислам на Урале: история, современность, вызовы», организуемая «Региональным Духовным управлением мусульман Свердловской области» совместно с Уральским государственным горным университетом.

Важным достижением первых лет восстановления и строительства религиозного ландшафта города стал акцент на межрелигиозный и религиозно/светский диалог, который стоит всемерно поддерживать. Ставка на совместное решение социальных и культурных задач, стоящих перед городом, а не на религиозные или конфессиональные различия должно оставаться стратегическим направлением для всех заинтересованных сторон.

Екатеринбург – уникальный центр Православия. Город безусловно является площадкой активного диалога общества и Православной Церкви, что обусловлено в том числе формированием заметного слоя активной воцерковленной городской интеллигенции. Дальнейшее развитие этого диалога может, на наш взгляд, проходить в нескольких направлениях:

1. Мониторинг

Важно регулярно проводить мониторинг религиозной ситуации в городе, чтобы была возможность объективно оценивать эволюцию религиозного ландшафта, определять проблемные места и явления и своевременно реагировать на них. Подобные исследования проводились силами Уральского федерального и Горного университетов в 2008 и 2012 годах.

2. Популяризация истории православия

Необходимо создать условия для дальнейшего собирания, изучения и широкой популяризации религиозного наследия города, которое активно разрабатывается светским и церковным краеведением. Важно использовать для этого не только университеты, музеи и библиотеки, но и сами храмы. Так, например, в церкви «Большой Златоуст» до ее уничтожения горожане любили венчаться – там была замечательная акустика и самый громкий в городе колокол. Сегодня церковь восстановлена, а значит, можно возродить и саму традицию, сделать ее популярной и красивой. Стоит подготовить серию ярких, доступных публикаций по религиозной истории города его отдельных храмов и религиозных деятелей, рассчитанную на разные возрастные группы.

3. Благотворительность и волонтерство

Екатеринбург в значительной степени был благоустроен меценатами-старообрядцами, и сейчас на счету Православной церкви множество благотворительных и волонтерских проектов, которые необходимо активно развивать и продвигать как российский опыт, национальную традицию.

4. Присутствие в медиа

Православное сообщество Екатеринбурга отличается сплоченностью, в городе функционирует широковещательный телеканал «Союз», но показатели просмотров телевыпусков на YouTube свидетельствует об определенной замкнутости, субкультурности церковного сообщества. «Екатеринбургская епархия скорее работает на аудиторию уже существующих прихожан, чем широкий круг горожан», – свидетельствуют эксперты (см. главу «Интернет»). Эта «стратегия общения от человека к человеку, а не от лидеров мнений к людям» связана с одной стороны, с проявлениями атеистической нетерпимости в медиасфере, а с другой – с пассивной, герметичной позиции верующих, сравнительно невысоким уровнем церковной журналистики. Однако в информационную эпоху конкуренция ведется именно на поле слова, образа, характера, актуального комментария и поста в социальных сетях, а религиозным людям именно сегодня по многим вопросам есть, что сказать. Город должен знать и любить своих проповедников, подвижников, ведущих, популярных блогеров. Горожане должны стать частыми гостями православного телеэфира, цифровых СМИ. Возможно, стоит вдохновиться примером телеканала «Спас» (современный дизайн, оформление эфира, живые, современные дискуссионные площадки «До самой сути», «Не верю» и др.), телеканала «Вера в большом городе».

5. Современные коммуникации

Примета сегодняшнего Екатеринбурга – возрожденные и строящиеся храмы, повсеместное открытие прихрамовых музеев и библиотек. Важным приобретением города стал исторический парк «Россия – моя история. Свердловская область». Однако не секрет (и это проблема не только Екатеринбурга, но и всей страны), что уровень коммуникации со зрителем – от дизайна экспозиций, полиграфии, оформления книг, всевозможных способов общения с аудиторией в православной культурной среде пока что в массе своей уступает среде светской (тому есть объективные причины). С молодежью сегодня успешнее всего работают такие учреждения, как Музей истории Екатеринбурга, библиотека им. В.Г. Белинского, Ельцин Центр, фестиваль «Стенограффия», ГЦСИ (РОСИЗО). Это значит, что у православных работников культуры есть прекрасная возможность перенимать и использовать во благо самый широкий спектр современных коммуникаций. Может быть, именно в Екатеринбурге удастся преодолеть отчуждение между церковью и современным искусством. Так, например, темой V Уральской биеннале современного искусства в 2019 г. станет «бессмертие». Несмотря на подчеркнуто светский характер события, искренность и глубина намерений молодых художников может дать неожиданный, религиозный эффект.

6. Роль церкви в судьбе города

Роль религии, православия, Церкви в развитии города в восприятии муниципальных властей пока весьма скромна. Так, в «Стратегическом плане развития Екатеринбурга до 2030 г.» Православная Церковь упоминается лишь в контексте туризма и межконфессионального согласия. Документ часто использует слово «толерантность» и ни разу – «любовь к ближнему». А между тем именно процесс десакрализации – причина нравственного и культурного кризиса, упоминаемого в «Стратегическом плане». Настало время вновь задуматься над ролью религиозных, православных, традиционных ценностей в культурной иерархии, местом Екатеринбурга на православной карте России, важностью веры для счастья и благополучия горожан. Нужна стратегия многообразного, творческого соработничества с Церковью в широком спектре культурных практик.